Санкции США против российского государственного долга

Санкции США против российского государственного долга

Указ Байдена «О блокировке собственности за определённые вредительские действия правительства Российской Федерации»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С приходом Джо Байдена в Белый дом появились и ожидания ужесточения экономических санкций против России. Привычные санкции в виде занесения в чёрные списки российских физических и юридических лиц приелись, их эффект близок к нулю. Сам Байден во время предвыборной кампании не раз обвинял Трампа в «мягкотелости», обещая ввести по-настоящему жёсткие («адские») санкции. Таковыми можно считать: замораживание валютных долларовых резервов Российской Федерации; блокирование валютных платёжных операций через систему СВИФТ; запреты на поставки в Россию товаров военного или двойного назначения; блокировка строительства трубопровода «Северный поток – 2»; запреты на приобретение бумаг российского государственного долга.

Однако каждая из «адских» санкций обладает эффектом бумеранга, она может нанести ущерб самим Соединённым Штатам. Например, попытка «заморозить» долларовые резервы РФ может окончательно подорвать доверие к доллару США.

15 апреля Джо Байден подписал президентский указ «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации». Документ устанавливает особый режим принятия решений в связи с угрозами со стороны Российской Федерации, именуемый national emergency (чрезвычайное положение). Такой режим вводился при Бараке Обаме в 2014 году, когда произошло воссоединение Крыма с Россией. Ещё раз такой режим вводился при Дональде Трампе в сентябре 2018 года «для предотвращения угрозы иностранного вмешательства в выборы в США».

Новый указ Байдена позволяет властям вносить в чёрные списки российских чиновников, организации, компании в рабочем порядке. Упрощаются процедуры принятия решений по секторальным санкциям. Американский Минфин сразу воспользовался дополнительными полномочиями, данными ему указом от 15 апреля: в тот же день обнародовал директиву по дополнительным санкциям против российского государственного долга. Директива подтверждает введённый при Дональде Трампе (в августе 2019 года) запрет на приобретение российских государственных долговых бумаг в иностранной валюте при их первичном размещении. И указывает, что дополнительно вводится запрет на приобретение рублёвых долговых бумаг, выпущенных Банком России и Минфином при их первичном размещении на рынке. Запрет распространяется на бумаги, которые будут выпущены после 14 июня 2021 года.

Речь идет о таких бумагах, как облигации федерального займа (ОФЗ) Минфина. В начале года Минфин объявлял, что планирует провести размещение рублёвого долга на сумму 2,9 трлн. руб. Банк России, насколько известно, планов выпуска рублёвых бумаг на ближайшее время не имеет.

В целом санкций в отношении государственного долга ждали. Они введены с некоторым запозданием и не в самом жёстком варианте: могли установить запрет не только на покупку бумаг при первичном размещении, но на их приобретение на вторичном рынке, т. е. запрет на владение ранее купленными бумагами. Впрочем, комментаторы говорят, что «ещё не вечер».

О том, что иностранные инвесторы несколько месяцев готовились к введению Вашингтоном «адских санкций», говорит статистика Банка России. В «Обзоре рисков финансовых рынков» сообщается, что по итогам марта нерезиденты сбросили ОФЗ на 123 млрд рублей и вывели 33,6 млрд рублей с рынка акций. Одновременно иностранные банки и их дочки сбросили 57 млрд рублей на валютном рынке, что привело к ослаблению валютного курса рубля.

Из платёжного баланса Российской Федерации за I квартал сего года, опубликованного Центробанком, следует, что за три месяца зарубежные инвесторы сбросили акции и государственные облигации РФ на 5,9 млрд долларов. При этом с фондового рынка ушло портфельных инвестиций на сумму 2,7 млрд. долл., а из облигаций федерального займа – на 3,2 млрд. долл. Бегство из государственных облигаций было паническим, самым крупным на квартальной основе с 2018 года.

Фондовый рынок сумел пережить такое бегство иностранных инвесторов (по итогам квартала индекс Московской биржи даже вырос на 7%). А вот рынок государственного долга устоять не смог. Индекс RGBI, отлеживающий цены ОФЗ, просел на 1,4% в январе, на 2,3% в феврале, на 1,2% в марте и начал апрель снижением ещё на 1,1%. Сейчас он имеет минимальное значение за год.

Минфин не сумел остановить бегство нерезидентов, а ряд аукционов по размещению новых траншей ОФЗ закончились неудачно. План первого квартала Минфином был выполнен лишь на 75%, да и то благодаря тому, что в последний день марта ему удалось разместить ОФЗ на сумму 300 млрд руб. среди государственных банков (львиная доля была приобретена Сбербанком и ВТБ).

Справедливости ради следует признать, что интерес нерезидентов к российским государственным бумагам стал падать ещё с середины прошлого года, и причина была не только в ожидаемых жёстких санкциях, но и в том, что доходность бумаг стала маргинальной. Банк России летом прошлого года опустил ключевую ставку до минимума (4,25%), понизились процентные (купонные) ставки и по ОФЗ. В настоящее время номинальная ставка ОФЗ находится в диапазоне 6-7%, а инфляция, согласно данным Центробанка, составляет 5,8%. Иностранные инвесторы выходят из ОФЗ и по причине появления более привлекательных вариантов в других странах; например, в тех же США, где доходность казначейских бумаг за последний год заметно выросла.

Объёмы продаж нерезидентами ОФЗ в I квартале были следующими (млрд руб.): январь – 34,2; февраль – 65,1; март – 123,4. Постепенно под воздействием двух основных факторов (ожидание новых санкций и снижение доходности бумаг) доля нерезидентов в общем объёме размещённых ОФЗ снижалась. В начале марта прошлого года она была равна 34,9%, а год спустя – 22,7%. В абсолютном выражении у нерезидентов на 1 марта 2021 года было ОФЗ на сумму 3,14 трлн руб. из общего объёма ОФЗ, равного 13,86 трлн руб. Согласно последним данным, на 1 апреля доля нерезидентов опустилась до рекордно низкого значения в 20,2%. Если в феврале доля нерезидентов в покупках вновь размещаемых ОФЗ равнялась 20%, то в марте она упала до 9,6%.

Минфин и Банк России отреагировали на решение американского Минфина, сделав заявления о плане действий по минимизации последствий последней американской санкции для российского рынка. В частности, Минфин России заявил о сокращении внутренних заимствований в этом году на 875 млрд руб. (т. е. примерно до 2 трлн руб.), рассчитывая активнее использовать свободные остатки средств в казне (отмечу, что величина таких остатков в отдельные моменты времени превышает величину годовой программы заимствований Минфина).

Судя по всему, при дальнейшем размещении ОФЗ Минфин будет делать ставку на системно значимые банки, действующие в российской юрисдикции. Список их определяет Банк России. Сегодня это 12 кредитных организаций, среди которых преобладают банки с участием государства или иностранного капитала. Уже в марте 77,3% всех ОФЗ, выставленных на аукционах на продажу Минфином, были приобретены системно значимыми кредитными организациями. Основными держателями ОФЗ среди таких банков являются Сбербанк и ВТБ. На балансе первого объём ОФЗ в настоящее время составляет 2,2 трлн руб., на балансе второго – 900 млрд руб.

В новых условиях размещение государственного долга будет происходить при активном участии Банка России. Прямая покупка бумаг Минфина Центробанком российским законодательством запрещена. Ожидается, что Банк России будет предоставлять кредиты Сбербанку, ВТБ, иным системно значимым банкам. А те уже в свою очередь будут на полученные деньги приобретать новые долги Минфина. Схема, на первый взгляд, привлекательная для всех трёх сторон (Минфина, Банка России, системно значимых банков). Единственным её недостатком может стать то, что кредиты Банка России коммерческим банкам будут представлять собой необеспеченную эмиссию рублей. А это будет разгонять инфляцию, которая сейчас равняется 5,9%. Эксперты предполагают, что активное использование описанной схемы новых государственных заимствований может разогнать инфляцию до значений, превышающих 10%.

P.S.  О том, что инвесторы готовились и продолжают готовиться к ужесточению санкций со стороны США, свидетельствуют и некоторые другие цифры платёжного баланса РФ за I квартал. Обращает внимание показатель чистого оттока частного капитала. Он составил в январе – марте 2021 года 11,8 млрд долларов США против 18,1 млрд долларов годом ранее. Вроде бы тенденция положительная. Однако Банк России даёт не очень приятное разъяснение: «В отличие от I квартала 2020 года, когда основной формой чистого кредитования остального мира частным сектором являлось снижение внешних обязательств, в отчетном периоде банки и прочие секторы увеличили иностранные активы при практически не изменившихся обязательствах перед нерезидентами». Проще говоря, в прошлом году высокая цифра чистого оттока капитала объясняется тем, что происходило погашение ранее взятых иностранных кредитов и займов. В текущем году бегство капитала из России ускорилось. Как видно из разных источников, в бегстве капитала участвуют не только иностранцы, но и резиденты. 11 марта этого года президент В. Путин провёл совещание по вопросам инвестиций в российскую экономику и дал поручение правительству разработать до 1 июня предложения по сдерживанию бегства российского капитала из страны.