В Западном Казахстане опять конфликт. Опять пограничный и опять водный.
14 апреля возле села Коптогай Курмангазинского района Атырауской области на границе с Астраханской областью России пограничная служба начала работы по возведению новых ограждений. Инженерные работы вызвали протесты местных жителей, вышедших на линию проведения работ с требованиями их прекращения. Обоснование простое: Отыз бес (Тридцать пять), вытекающая из реки Кигач, используется местными для полива и водопоя скота и даже, как заявлялось, «для обеспечения питьевой водой жителей Коптогая». Высказывались претензии и в адрес России, которая якобы «забирает казахские земли».
При этом конфликт стал полной неожиданностью и для местных, и для центральных властей. По сообщению акима Курмангазинского района Марата Мурзиева, за день до начала работ была организована встреча местных жителей с руководством района и представителями Государственной пограничной службы КНБ РК, где объяснили смысл и законность проведения демаркационных работ. Создание инженерных сооружений ведется на основании «Соглашения о казахстанско-российской государственной границе», подписанного в Москве 18 января 2005 года.
Корректируемая погранзона
Жителям сообщили, что «в 2020 году при уточнении полосы инженерных работ в районе населенного пункта Коптогай, между пограничными знаками № 23 и 24, обнаружено, что ранее оградительный забор на протяжении 1500 метров установлен на местности с заходом на территорию Российской Федерации на глубину до 70 метров. В соответствии с достигнутыми договоренностями рабочей группой в настоящее время проводятся работы по демонтажу и переустановке вышеуказанного оградительного забора на территории Казахстана в пределах пограничной полосы».
«Спорные территории»
Жителям сообщили также, что оградительный забор длиной в 1500 метров – это не линия границы, а пограничная зона, забор же ставят в первую очередь как ограждение для домашнего скота, а также мигрирующих популяций сайгаков и джейранов, «дабы исключить перепас и в целях недопущения распространения эпизоотии».
Первый замдиректора пограничной службы КНБ полковник Айдар Аймурзин напомнил жителям Коптогая, что в 2008 году забор возвели по просьбе самих жителей, чтобы скот не переходил на территорию РФ. Какой-то уступки территории нет, а выход к водопою на реке Кигач будет перенесен на 150 метров с учетом корректировки границы.
Тем не менее жители вышли на протесты, продолжавшиеся несколько дней. Они требовали остановить работы, заявляя о «незаконности передачи земли России». Местные активисты принесли даже топографическую карту 1977 года, доказывая, что это казахстанская земля и казахстанская вода.
Топографическое доказательство 1977 года
Протесты мгновенно стали подогреваться заинтересованными СМИ и политиками. Недоразумение было использовано как повод для возбуждения протестов.
17 апреля в Сети распространили смонтированное видео, сделанное якобы с места «пограничного конфликта в Атырауской области». Как после объяснило КНБ, авторы ролика специально использовали видео учений «Қалқан-2021», которые проводились в Мангистауской области. На учениях отрабатывался элемент массового перехода границы и организации лагеря беженцев, что и «присоединили» к кадрам обычного схода местных жителей в ауле Коптогай. Авторов и распространителей ролика уже ищут.
Были и более аккуратные провокации. «Радио Азаттык» транслировало репортажи с заголовками: «России передают кусок земли в Казахстане», «Пограничные столбы передвигают внутрь Казахстана», СМИ пестрили заявлениями «Жители Коптогая умоляют о помощи», «Из-за установки пограничного с РФ ограждения жители Атырауской области остались без воды».
Как провоцируют конфликт
Своё мнение высказал бывший сенатор и бывший кандидат в президенты Казахстана Уалихан Кайсар, президент фонда «Кенесары-хан» и слушатель Кембриджской школа Евроцентра, известный своим недовольством «раздела Каспия» и использования Каспийской флотилии РФ для удара по ИГ (запрещено в РФ)* в Сирии. Бывший сенатор заявил о «лжи Назарбаева», который успокаивал казахский народ своими гарантиями о незыблемости границ.
В Сети развернулись «эксперты», уверяющие, что «при разделе границы России достались луга, а казахам полупустыня», что «власти, как манкурты, могут делать лишь то, что им Кремль укажет», что «Таможенный союз, он такой…», что «началось ползучее наступление Путина». Конечно, писали об искусственном обмелении Кигача и о необходимости вернуть «наши рыболовно-промысловые раскаты казахстанской территории на дельте Волги»…
Власти явно не ожидали такого стремительного натиска, и 18 апреля, как сообщил аким Курмангазинского района Марат Мурзиев, пограничное ограждение было демонтировано, предупреждающие знаки убраны, а солдаты, устанавливавшие ограждения, выехали из села. В мажилисе уже заявили, что начинают детальное ознакомление с проблематикой, а эксперты ожидают ужесточения в Казахстане дискуссий о водном пограничье.
Соб. корр. ФСК