Впереди натовского «паровоза»

Как маленькая Черногория оказалась в лидерах по оказанию помощи Украине и готова отправить туда своих солдат

Черногория готова отправить войска на помощь Украине, сообщил 18 ноября итальянский информационный портал Antidiplomatico в статье под заголовком «Черногория, НАТО и Украина». 

Издание напоминает, что о таком решении этой крохотной балканской страны сообщил вице-президент Военного комитета НАТО Эндрю Роллинг, который в интервью подгорицкой газете Pobjeda, говоря о намерении стран НАТО отправить свои войска на поддержку Киева, заявил, что «Черногория, насколько нам известно, не высказала никаких возражений против этой миссии, я уверен, что она примет в ней участие». Он также выразил надежду, что Черногория продолжит поставки Украине оружия и оборудования.

Известно, что еще в начале этого года, глава оборонного ведомства Черногории Драган Крапович встретился с председателем Военного комитета НАТО и военным советником генерального секретаря альянса адмиралом Робом Бауэром. В ходе совместной пресс-конференции с адмиралом НАТО Крапович заявил, что Черногория намерена продемонстрировать свое участие в евроатлантической повестке дня, оказав помощь Украине. 

«На Украине защищаются ценности НАТО. Это был хороший сигнал, и стало ясно, что нынешняя власть продолжит евроатлантический путь... Мы отправим своих солдат в Латвию и Болгарию, и мы продолжим отправлять солдат в Косово и Ирак. Что касается российской агрессии против Украины, то мы отправим солдат туда, где это необходимо, в соответствии с новыми задачами НАТО», – заявил черногорский министр.

И действительно, если присмотреться к статистике, то оказывается, что крохотная и православная Черногория вообще является сегодня чуть ли не самым ретивым в Европе государством по оказанию помощи Украине. Как  заявил в ноябре прошлого года черногорский премьер Дритан Абазович, она выделяет свыше 14% своего оборонного бюджета на поддержку Украине. 

«Маленькая Черногория выделяет 14-15% оборонного бюджета на поддержку Украине», – сообщил черногорский премьер. По его мнению, если каждая европейская страна выделит такой же объем от своего оборонного бюджета, конфликт на Украине «будет закончен в течение трех недель».  А как сообщило издание Vijesti, только оружия она поставила на 10 миллионов евро, что для такой страны с населением менее миллиона человек – огромная сумма. 

Мало того, Черногория стала лидером в мире по числу беженцев с Украины пропорционально населению республики, они составили 5%. Управление статистики Черногории Monstat в мае обнародовало расчетную оценку, согласно которой в стране проживает 617 213 человек. 

Такая сугубо пронатовская и проатлантическая позиция нынешних властей Черногории не может не вызывать удивления, учитывая, что большинство ее жителей имеют на этот счет совсем другое мнение. Так, согласно опросам, порядка 60% граждан Черногории занимают крайне негативную или негативную позицию по отношению к НАТО, 33% граждан выразили очень позитивное отношение к России, 15% свое мнение выразили как позитивное. Очень негативно к России относятся 19%. По данным другого исследования, 66% черногорцев выступают против антироссийских санкций и лишь 22% их поддерживают. Как отмечает известный сербский политик Вукадинович, «бросается в глаза, что, несмотря на то, что Черногория – член НАТО, которая продвигается по пути евроинтеграции, абсолютное большинство граждан Черногории не поддерживает введение санкций против России, этот показатель немногим ниже, чем в Сербии». 

Известный в Черногории журналист и интеллектуал из Подгорицы Милутин Микович заявил в этой связи: «Черногория, выполняя свои обязательства перед альянсом, символически вступает в бесстыдный сговор и навлекает на себя национальный и исторический позор…»

«Итак, – продолжил он, – теперь, согласно этой новости, мы отправимся на Восточный фронт, чтобы помочь тем, кто нас бомбил уже два полтора десятилетия назад, кто убивал наших детей, мы встали на сторону тех, кто убивал и убивал нас в 1915 и 1941 годах, сражаясь против наших многовековых друзей, братьев по вере и крови. Итак, что нам осталось? Возможно, для нас, для всех тех, кто еще имеет лицо в Черногории, сегодня остается одно – укрыться одеялом и не выходить на свет божий. Мягко говоря, это позор для  всего народа», заявил Микович.

Гор Владислав Дайкович, член городского совета Подгорицы и основатель партии «Свободная Черногория», заявил: «…черногорцы не поднимут руку на тех, кто помогал нам и и защищал нас на протяжении всей истории … С вступлением страны в НАТО все принципы демократии, этика, мораль были попраны, как и наша честь, и мы потеряли лицо», – сказал Дайкович.

А президент Народно-демократической партии (ДПН) Милан Кнежевич заявил после первых заявлений об отправке черногорских солдат для обучения украинской армии, что на данный момент «Черногория может стать законной мишенью для России в случае эскалации войны на Украине», призывая правительство отступить. 

«В Черногории нелегко говорить на эту тему, – комментирует эти заявления  Antidiplomatico. –  Воспоминания о бомбардировках 1999 года все еще не забыты, а с другой стороны, участие Черногории на стороне НАТО в войне на Украине – это не просто политический вопрос. Речь идет еще и об исторической идентичности, сердце и душе, многовековых связях с русским народом. Всякий раз, когда Черногория в истории попадала в беду, она всегда обращалась за помощью к Санкт-Петербургу или Москве, а не к Вашингтону, Берлину или Брюсселю, и это факт», – констатирует итальянское издание.

Россию и православную Черногорию действительно связывают давние корни исторической дружбы. В 1868 году Николай I Черногорский, последний король Черногории, предпринял путешествие в Россию, где был тепло принят Александром II. Две дочери короля Николая были замужем за великими князьями Романовыми, принцесса Милица и принцесса Анастасия. Черногория была союзником России в русско-японской войне. Добровольцы из Черногории сражались в Российской армии.

После распада Югославии крохотная Черногория понадобилась Западу, прежде всего, для того, чтобы ослабить непокорную Сербию. А  для этого нужно было затащить ее в НАТО. Вступление сделало невозможным воссоединение этой страны с Сербией (до 2006 года существовал Государственный союз Сербии и Черногории).  А во-вторых, в распоряжение НАТО, а не Москвы попали все старые черногорские военно-морские базы на Адриатике.

А потому в НАТО Черногорию затянули буквально за уши. Результаты показывали, что 54% жителей Черногории выступают против такого вступления, поддерживали его только 46%. Другие соцопросы показывали незначительный перевес сторонников НАТО. Общественное мнение было разделено почти поровну и опасно балансировало. И для того, чтобы переломить ситуацию, была осуществлена громкая провокация «государственный заговор», который якобы должен был состояться в октябре 2016-го — во время парламентских выборов. По версии черногорской прокуратуры, заговорщики планировали штурм здания парламента, уличные бои с полицией, убийства демонстрантов (чтобы потом в этих убийствах обвинить правительство), а также физическую ликвидацию лидера правящей Демократической партии социалистов и тогдашнего премьера Мило Джукановича. В причастности к заговору обвинили не только черногорских оппозиционеров, но также неких сербских и русских националистов. Обвинение прозвучало очень громко, а вот серьезных доказательств не оказалось.

Тем не менее вовремя раскрытый «заговор» – буквально накануне решения о вступлении в альянс – позволил прозападным черногорским политикам поднять шум насчет «московской угрозы» и искать защиту в НАТО. Министр иностранных дел Срджан Дарманович заявил, что Россия «вмешалась в наши внутренние дела» и именно поэтому Черногория «решила вступить в НАТО». 

«Судебный процесс, фигурантами которого выступают лидеры черногорской оппозиции, а также двое российских граждан, носит явно выраженный характер "политического заказа",заявил тогда министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. – Цель такого заказа – дискредитировать оппозиционные силы страны, подорвать доверие черногорцев к России». 

В конце апреля 2017 года, после того как парламент Черногории одобрил вступление страны в Североатлантический союз, Министерство иностранных дел России опубликовало заявление, в котором говорилось, что решение о вступлении в НАТО было принято вопреки «воле почти половины населения страны, которая выступает против» вступления.

В июле 2022 года Черногория начала процесс замораживания недвижимости, принадлежащей гражданам России. А в сентябре 2022 года Черногория выслала шестерых российских дипломатов, обвинив их в шпионаже, и аннулировала визы двадцати восьми российских граждан. В ответ консульский отдел посольства России в Подгорице приостановил свою работу, а власти Черногории стали сворачивать экономические связи с Россией и ограничивать поток российских туристов.

«Хроникой пикирующего лизоблюдства» назвал заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев слова премьер-министра Черногории Милойко Спайича о том, что властям страны удалось сократить долю туристов из России и снизить зависимость от российского туристического рынка и инвестиций. 

«Это до какой же степени надо не любить свою страну и свой народ, чтобы гордиться предательством истории и нанесенным ущербом отечественной экономике, равно как и интересам простых жителей. Того самого народа Черногории, который столетиями развивался вместе с Россией («вместе нас 150 миллионов!») и десятилетиями зарабатывал на добрых отношениях с нашей страной», написал Косачев в своем Telegram-канале. 

Как заявил недавно в интервью «Известиям» посол РФ в Черногории Владислав Масленников, эта страна оборвала с Россией практически все контакты. Он отметил, что Москва не ведет с Подгорицей «никаких переговоров ни по каким вопросам». Дипломат также указал на отсутствие предпосылок для возобновления практики введения 90 дней безвизового пребывания россиян в период туристического сезона. 

Однако, несмотря на русофобский курс властей, жители Черногории продолжают поддерживать Россию. В 2022 году в Подгорице прошла массовая акция в поддержку Москвы. Её участники пришли к зданию парламента страны, они принесли с собой российские флаги, транспаранты с лозунгом: «Молись богу, держись России». Люди хором скандировали: «Россия, Россия!» К участникам присоединились местные мотоциклисты. Похожую акцию провели и в городе Баре, и в черногорском городе Никшиче, втором по размеру городе страны. 

Другие материалы