Если спекуляции Анкары по поводу «притеснений» татар в Крыму продолжатся, Москва будет вынуждена уделить внимание этнорелигиозным проблемам внутри Турции. Такое предупреждение сделала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова во время еженедельного брифинга, комментируя тенденциозное заявление МИД Турции по случаю 77-й годовщины депортации крымских татар.
«Считаем, что Турция должна сама решать собственные вопросы, исходя из своих обязательств. Но если такая риторика будет продолжаться, нам тоже придется обращать внимание на подобные проблемы в Турции. Нам бы не хотелось этого делать, поэтому надеюсь, что МИД Турции нас сегодня услышит»,
– предостерегла российский дипломат. И добавила, что «для турецких политиков давно наступило время отказаться от использования этнического фактора как инструмента геополитической игры, наносящей ущерб прежде всего интересам этнических групп».
Речь шла о высказывании официального представителя МИД Турции Танжу Билгича от 18 мая. «Турция и через 77 лет после депортации продолжит поддерживать своих братьев для исправления тяжелого положения крымских татар, которые продолжают бороться с трудностями, порожденными аннексией Крыма, сохранения их национальной идентичности, обеспечения их благополучия и процветания», – заявил турецкий дипломат.
Эти слова М. Захарова охарактеризовала как «политизированные и конфронтационные», выразив сожаление регулярными попытками Анкары «использовать тенденциозное толкование исторических событий в деструктивных целях и в угоду собственным политическим амбициям». При этом роль турецкого государства как защитника прав родственных национальных меньшинств была названа «сомнительной», учитывая тот факт, что в Турции «существуют собственные неразрешенные проблемы, имеющие этническую, языковую и религиозную окраску».
С 1990-х годов Турция систематически использовала крымских татар в своих политических целях. Из документов Службы безопасности Украины следует, что запрещённая в РФ националистическая организация «Меджлис крымскотатарского народа»* и её основатель Мустафа Джемилев действовали в интересах Турции, получали от неё скрытое финансирование, а также сотрудничали с турецкой разведслужбой MIT через крымское представительство TIKA – Турецкого агентства по сотрудничеству и координации.
Анкара стремится, чтобы крымско-татарская тема не сходила с повестки дня, рассчитывая использовать её как рычаг давления на Россию по широкому кругу вопросов – от цены на газ и туризма до Сирии и Нагорного Карабаха. Демонстрация показной заботы турецкого государства о крымских татарах обращена и на внутреннюю аудиторию – численность крымско-татарской диаспоры в Турции оценивается в несколько миллионов человек.
Соб. корр. ФСК
Заглавное фото: @ Akparti