София Слуцкая

Угасание православных княжеских фамилий в Речи Посполитой

О судьбе святой Софии Слуцкой

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В современной Белоруссии интерес к жизненным перипетиям Софии Олелькович (1.05.1586 ‒ 9.03.1612) ‒ богатой наследницы из княжеской фамилии князей Слуцких ‒ в значительной мере объясняется нешуточными спорами вокруг ее имени.

Памятник Софии в Слуцке

Памятник Софии в Слуцке

Православная Церковь в Белоруссии чтит Софию Слуцкую как человека праведной жизни, покровительницу семьи и помощницу в родах. И вдруг одна из сотрудниц Белорусской Академии Наук, Анастасия Скепьян, выступает с утверждением, что София, вообще-то, была католичкой, а её культ был искусственно создан на волне «русификации» во второй половине XIX в. В печати появились соответствующие свидетельства, в том числе исходящие из уст самой Софии Слуцкой. Были сделаны намёки на обстоятельства её семейной жизни, дескать, она чуть ли не изменяла своему мужу. «Доброжелатели» Православной Церкви в Белоруссии стали шуметь о «сенсации».

Увы, сегодня при обращении с историческими материалами нередко игнорируется один из главных принципов исторической науки ‒ историзм, предполагающий, что рассмотрение исторических фактов должно проводиться согласно понятиям исследуемой эпохи, а не современных пристрастий. Перенос в прошлое сегодняшних представлений ‒ слишком распространённый, предвзятый ход.

Слуцк в 17 веке

Слуцк в 17 веке

София фактически осталась сиротой, наследуя обширные владения своего рода. Её отец, слуцкий князь Юрий III, пережил дочь всего на пять дней, а мать Барбара Кишка вышла замуж вторично, и осиротевшая София рано была передана на воспитание дальним родственникам ‒ Юрию, а затем Иерониму Ходкевичам. Судьба юной княжны оказалась в руках людей, которые руководствовались больше корыстью, чем родственными чувствами. Ходкевичам предстояло подыскать для Софии выгодную партию, и выгода была вполне материальной для них самих: интерес к слуцкой княжне проявил богатый правитель соседних со Слуцком земель литовский магнат Криштоф Радзивилл. У него был сын Януш, для которого отец также подыскивал выгодную партию. Богатство, измеряемое земельными владениями, обеспечивало экономическую силу и влияние при дворе. Радзивиллы преуспели в этом отношении: представители этого рода занимали самые видные должности в Великом княжестве Литовском и сидели на первых местах в сенате Речи Посполитой.

Иероним Ходкевич

Иероним Ходкевич

Юрий Ходкевич заключил с Криштофом Радзивиллом договор, по которому София должна была выйти замуж за Януша по достижении совершеннолетия, если это не будет противно её воле. Соответственно, имения слуцких князей, временно находившиеся в управлении Ходкевичей, должны были перейти к Янушу Радзивиллу. Однако второй опекун Софии Иероним Ходкевич рассорился с Криштофом Радзивиллом и попытался разорвать договор. Это чуть не привело к вооружённому конфликту между Радзивиллами и Ходкевичами в Вильне, столичном городе Великого княжества. Король Сигизмунд III урезонил враждующие стороны, и соглашение было достигнуто. Ходкевич уступил настойчивости Криштофа Радзивилла.

Вильно в 16 веке

Вильно в 16 веке

Законную силу заключению брака тогда придавал церковный акт венчания. Другой формы регистрации рождения или брака не существовало. Совершенные по церковным правилам крещение или венчание признавались законными в гражданской сфере и имели законную силу в вопросах наследования. Если же существовала конфессиональная разница между женихом и невестой, это становилось препятствием для заключения брака. Януш Радзивилл был кальвинистом (протестантом), как и его отец, а София получила воспитание в католической семье, вероятно, даже принимала причастие в костёле. Возникал вопрос о церковной форме заключения брака. В начале 1600 г., когда конфликт между Ходкевичами и Радзивллами был в разгаре, София перед свидетелями заявила, что она принадлежит вере католической и не будет выходить за Януша из-за разницы в вере.

Однако летом 1600 г. обстоятельства изменились, стороны пошли на соглашение. Теперь ни степень родства в четвёртом колене, ни различие вероисповеданий, ни нежелание самой княжны не считались препятствиями для брака. Ходкевичи вполне распоряжались волей и словом своей подопечной. Криштоф Радзивилл давал гарантии за сына, что тот примет во внимание разницу в вере с невестой и не будет стеснять ее в вероисповедании или принуждать к выходу из него. В частности, княжна будет вольна иметь при себе «священника согласно веры своей римской», другим духовным при костелах римских и церквях русских никаких препятствий чиниться не будет, реформатские же кирхи («сборы») Януш не будет умножать в Слуцком княжестве. Очевидно, Ходкевичи старались не допустить, чтобы их подопечная, вступая в брак с кальвинистом, переменила веру. Согласно окончательному соглашению, венчание должно было совершиться 15 октября 1600 г. в брестском замке «ксендзом религии римской», которого возьмет с собой Януш Радзивилл.

Поскольку Януш был протестантского вероисповедания, на совершение венчания требовалось особое разрешение римского папы (диспенсация). Условием для его получения являлось обещание некатолической стороны не стеснять в вере католическую сторону и не препятствовать крещению и воспитанию будущих детей в католичестве. Сам акт должен был совершаться в присутствии католического священника без служения мессы. Священник при свидетелях спрашивал о согласии брачующихся и объявлял брак состоявшимся. Инициативу в решении всех этих вопросов взяла на себя сторона жениха. Расчет был на помощь родственника, кардинала Юрия Радзивилла, епископа Краковского, и его связи в Риме. Были подготовлены несколько вариантов обращения Януша к папе, в одном из которых он даже рекомендовался «принимающим католическую веру». Однако Юрий Радзивилл скоро умер в Риме, не успев окончить дела, и разрешение на брак не было выдано.

Однако Радзивиллы не хотели отказываться от своих планов. Они подкупили какого-то католического священника, который согласился совершить церемонию не в храме, а, вероятно, в резиденции воеводы Криштофа Зеновича. Брак был совершён в обход церковных законов, но даже такие союзы, согласно католическому каноническому праву, не рекомендовалось расторгать.

Вступив в замужество, молодая княжна вышла, наконец, из-под опеки католиков Ходкевичей. Естественно ожидать, что, получив самостоятельность, она станет принимать решения не под влиянием опекунов, а в соответствии с внутренними убеждениями. Из этого и открывается её настоящая конфессиональная принадлежность.

Первым делом София передала права на Слуцкое княжество своему мужу Янушу Радзивиллу, поэтому все бумаги по управлению имениями подписывал либо ее муж, либо они вдвоём. Что же касается Радзивилла, он не только был кальвинистом, но и сторонником союза православных и протестантов против навязываемой тогда церковной унии, продолжая в этом отношении линию своего отца. Если бы София была ревностной католичкой, она бы защищала унию в Слуцке, но княжна повела себя наоборот. Её бывший опекун Иероним Ходкевич в 1599 г. передал Троицкий слуцкий монастырь в ведение униатскому митрополиту Ипатию Потею. Однако прошел год, и Потей уже жаловался, что Януш выгнал из монастыря униатского наместника и передал его православным под влиянием своей жены Софии. С этого времени уния в Слуцке исчезает, и город становится настоящим оплотом православной веры.

Важным шагом к утверждению Православия в Слуцке было восстановление Преображенского братства, основанного отцом Софии Юрием III. В 1606 г. Януш Радзивилл подтвердил, что Преображенская церковь принадлежит братству. Закрепление юридических прав позволило ему укрепляться в дальнейшем. Хотя имя Софии в документах по этому делу не упоминается, можно с уверенностью полагать, что поддержка православным братчикам оказывалась с её участием. Не известны аналогичные примеры заботы Софии о католической вере.

Частые отлучки мужа, слабое здоровье и две неудачные беременности, как это часто случается, способствовали росту религиозности слуцкой княжны. Религиозное утешение помогло ей преодолеть личные скорби. Не случайно на ее гробе впоследствии будет написано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Повсюду в городе она видела православные храмы, которые строили и украшали её предки Олельковичи. По примеру своих предков София решила принести собственноручное пожертвование на церковь. Согласно местному преданию, она вышила священническое облачение, которое находилось в Свято-Троицком слуцком монастыре. И можно с уверенностью заключить, что, проживая в Слуцке, княгиня склонилась к Православию (тем более что при рождении она, скорее всего, получила именно православное крещение, как это было принято в семье Олельковичей).

9 марта 1612 г. София скончалась при третьих родах. Дочь Екатерина пережила свою мать всего на шестнадцать часов. Католическое духовенство устранилось от участия в погребении Софии, что было бы невозможно, если бы она являлась католичкой. По свидетельству поэта Радзивиллов Соломна Рысинского, княгиня завещала похоронить себя в православном монастыре, что и было исполнено. С того времени ведет своё начало устойчивая местная традиция почитать её как человека праведной жизни, что послужило основанием для последующего прославления Софии Слуцкой в лике святых Православной Церкви. Её останки считаются святыми мощами и хранятся в минском православном Свято-Духовом соборе.

Мощи св. Софии Слуцкой

Мощи св. Софии Слуцкой

В биографии Софии Слуцкой представляют интерес не просто жизненные перипетии отдельно взятой личности. Важнее другое. На примере Софии Слуцкой можно видеть угасание старой удельной русской знати в Речи Посполитой - явление, набравшее силу во второй половине XVI в. Одна за другой пресекаются фамилии князей Кобринских, Кориатовичей, Гольшанских, Острожских, Лукомских. Смерть, конечно, естественная причина, но было и то, что могло её приближать: браки между близкими родственниками, порождавшие болезни; разная вера супругов, разделявшая нередко детей и родителей; интересы наследования; договора, которые не учитывали заключение брака на основе взаимности чувств. Такие браки имели выраженную тенденцию: православная знать переходила в католичество, ополячивалась либо угасала и пресекалась. Происходила этническая и культурная ассимиляция западнорусской знати в Речи Посполитой. Для Софии Слуцкой этот процесс имел тяжёлые личные последствия, а для белорусского народа, оказавшегося в крепостной зависимости от ополячившихся господ, ‒ последствия трагические.

Статьи по теме