За последние две недели в Белоруссии произошли события, способные серьёзно накалить обстановку вокруг республики. Это разгром главного оппозиционного медиаресурса tut.by, а также посадка авиалайнера ирландской компании Ryanair, на борту которого оказался беглый оппозиционер и один из основателей признанного в Белоруссии экстремистским телеграм-канала Nexta Роман Протасевич.
Отношения между Белоруссией и Западом развиваются по синусоиде, когда периоды «похолоданий» сменяются «оттепелями». На Западе не любят Александра Лукашенко, образ которого там бесповоротно испорчен с середины 1990-х годов. Однако Белоруссия оказалась для Запада «крепким орешком». Не имея возможности устранить белорусского президента, Запад в то же время опасается, что слишком сильное давление на белорусский режим и его изоляция будут способствовать окончательному втягиванию Белоруссии в сферу влияния России.
Поэтому на Западе отказались от политики молниеносной «демократизации» Белоруссии в пользу медленного её вовлечения в сферу западного влияния – через работу с либеральным крылом интеллигенции, через инициативы в сфере культуры, экономическое сотрудничество. При этом от Александра Лукашенко не требуют кардинальных реформ – расчёт делается на постепенную трансформацию политического строя изнутри.
Для Белоруссии же былые заигрывания с Западом являлись частью многовекторной внешней политики, которая рассматривалась белорусскими верхами как залог их выживания в качестве правящего политического класса. Минск балансировал между Россией и Западом, шантажируя обе стороны возможным уходом «под крыло» оппонента и извлекая выгоды из региональных геополитических противоречий.
Первая попытка нормализации отношений Белоруссии и Запада была предпринята в конце 2000-х гг., когда Минск стал участником европейской инициативы «Восточное партнёрство». «Оттепель» того этапа закончилась после президентских выборов 2010 года, жёсткого разгона «Площади» и ареста оппозиционных кандидатов, призывавших к протестам.
С 2014 года начинается новый этап сближения Минска с Западом, и этот период можно без преувеличения назвать «золотым веком белорусской многовекторности». На этом этапе произошло наиболее тесное сближение Белоруссии с ЕС и США с нарастанием проблем в белорусско-российских отношениях.
Политический кризис, начавшийся в августе 2020 года, обнулил все внешнеполитические успехи Минска на западном направлении, оставив Минск, что называется, один на один с Москвой. Однако белорусский правящий класс, все эти годы прилагавший усилия к минимизации зависимости от России, не чувствует от этого восторга. И логично было бы предположить, что при первой возможности официальный Минск начнёт продвигаться к новой нормализации отношений с Западом. Кажется, и время для этого пришло: оппозиция разгромлена, уличный протест выдохся, режим стабилизирован и избавлен от внутренних угроз.
Однако белорусские власти начали действовать противоположным образом, сжигая последние мосты для нормализации отношений с Западом. И если блокировка и аресты редакторов и топ-менеджеров tut.by вызвали достаточно вялую реакцию, то перехват самолёта Ryanair и арест Протасевича могут иметь серьёзные последствия.
Минск оказался перед перспективой остаться без воздушного транзита – об отказе от использования белорусского воздушного пространства заявили многие европейские страны и авиакомпании. Под ударом и белорусский национальный перевозчик «Белавиа», который лишается возможности осуществлять перевозки в Европе – об отзыве лётных лицензий у «Белавиа» уже заявили Великобритания и Швеция.
Помимо этого маячат перспективы новых экономических санкций в отношении Белоруссии.
Минск, однако, не собирается сдаваться. Белоруссия фактически разорвала дипломатические отношения с Латвией, выслав почти в полном составе её посольство. Комментарии и заявления А. Лукашенко также не оставляют сомнения, что курс противостояния Западу будет продолжен.
В чём причины такого поведения, не вписывающегося в логику белорусской внешней политики последних десятилетий? Возможно, Александр Лукашенко действительно разочаровался в том многовекторном курсе, который проводился до 9 августа 2020 г. Причины для разочарования есть. Возможно, размах протестов, захлестнувших Белоруссию в прошлом году, был осознан белорусской властью как результат деятельности той сети западного влияния, которой было позволено активно развиваться в республике в рамках курса на нормализацию отношений с Западом.
Ещё одним фактором, играющим против возвращения к старому многовекторному курсу, является то, что либеральное крыло белорусской элиты, ориентированное на Запад, дало наибольшее число перебежчиков на сторону оппозиции. В первую очередь это касается МИД РБ, бывшего своеобразным штабом белорусских номенклатурных «либералов». Несмотря на то, что В. Макей, считающийся главным стратегом белорусской многовекторности, сохранил своё кресло и доказал личную преданность Лукашенко, аппаратные позиции «либералов» подорваны. Их влияние на принятие решений сведено к минимуму.
Напротив, аппаратный вес силового блока в белорусском руководстве беспрецедентно возрос.
Возможно, смелости белорусским властям придаёт то, что, несмотря на возросшую политическую зависимость Белоруссии от России, Москва вряд ли пойдёт на какие-то резкие действия на белорусском направлении. С начала белорусского кризиса Москва демонстрирует очень осторожную политику, направленную на сохранение статус-кво в Белоруссии.