На днях министр внутренних дел Украины Арсен Аваков сделал заявление, после которого напряглись и в Европе, и в России. Он предположил, что на украинском газопроводе возможны провокации и «попытки терактов», после чего «Путин захочет пустить газ в обход Украины». И сослался Аваков, чтобы быть убедительным, на данные украинской разведки. Пообещал усилить защиту «объектов критической инфраструктуры».
Между тем президент РФ Владимир Путин ясно сказал, что после 2024 года, когда закончится контракт между «Газпромом» и Украиной на прокачку газа в Европу, украинская труба останется востребованной, как она востребована сейчас. И никто ставить на ней крест не собирается в силу её очевидной выгодности и для Украины, и для Российской Федерации, и для Европы.
Заявление Авакова можно было бы не воспринимать всерьез, если бы не взрывы в ноябре 2015 года всех четырёх линий ЛЭП в Херсонской области, снабжавших российский Крым электричеством. А может быть, Аваков в очередной раз хочет напомнить о своей значимости на фоне президента-комика? Так сказать, ещё больший политический вес набрать? Не забудем, что под управлением Авакова находится большинство национал-радикалов, готовых хоть завтра отправить нынешнего президента Зеленского в Ростов. Это они устраивали штурм его офиса на Банковой, объявляя на всю страну, что президент – лох. Зеленскому пришлось сделать вид, что ничего особенного не произошло.
Газотранспортная система в границах бывшей Украинской ССР
Если рассматривать украинскую трубу с политической точки зрения, то обида Киева на своих, так сказать, стратегических партнёров на Западе по поводу «Северного потока – 2» понятна. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что вводить санкции против компании Nord Stream 2 AG (оператора газопровода) не имеет смысла, хотя и подсластил пилюлю для Киева: сообщил, что США и Германия обсуждают возможное возмещение для Украины потери транзитных платежей.
А тут ещё в НАТО самостийной державе подножку ставят: всё обещают открыть двери Украине и Грузии, но говорят, что План действий по членству в НАТО (ПДЧ) им в ближайшие годы не светит. Джо Байден пригласил Зеленского в США и «подтвердил непоколебимую приверженность США суверенитету и территориальной целостности Украины», но о ПДЧ не сказал ни слова. Вместо этого пообещал Украине 900 тыс. доз вакцины против ковида – колитесь, украинцы, на здоровье.
Берлин, больше всех в Европе заинтересованный в достройке «Северного потока – 2», отказался продавать Киеву оружие, хотя посол Украины в Германии Андрей Мельник и твердит, что Германия «несёт особую историческую ответственность за сохранение суверенитета Украины и должна помочь ей стать членом НАТО».
Зеленский нервничает. Его позиции слабеют. В результате недавнего опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии, выяснилось, что уже 54,5% украинцев не хотят, чтобы Зеленский баллотировался на второй президентский срок на выборах 2024 года.
Американское издание The National Interest опубликовало статью с намёком в заголовке: «Украина все быстрее скатывается к авторитаризму», где отметило, что в 2014 году Януковича свергли не только «истинные демократы», но и «вооруженные ультранационалистические и откровенно фашистские организации». И сделал неутешительный вывод: «Как бы плоха ни была ситуация при Порошенко, при его преемнике Зеленском она стала еще хуже».
Пытаясь удержаться у власти, «коллективный Зеленский» срочно сочинил законопроект об олигархах, но основные украинские «киты» сумели договориться с властью. В итоге проект закона об олигархах оказался беззубым – самым богатым людям Украины позволили владеть телеканалами. Игорь Коломойский иронически заметил, что он «морально готов» попасть в реестр олигархов, но ему не хочется оставаться в одиночестве. Зеленский сказал на это, что если парламент не поддержит законопроект, он вынесет документ на референдум.
Власти полагают, что, создав дымовую завесу вокруг олигархов, они отвлекут народ от того, что так высоко задрали тарифы на услуги ЖКХ, и народ не обратит внимания на слова Путина, который напомнил, что в 2018 году Россия поставила в Европу через Украину свыше 200 млрд. кубометров газа, а если бы между Москвой и Киевом «были «нормальные отношения», через Украину прокачивалась бы значительная часть российского газа.
Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон говорит, что эксплуатация украинской трубы обходится в $1 млрд. в год и без долгосрочного транзитного контракта поддержка такой инфраструктуры экономически нецелесообразна.
Макогон забыл упомянуть, что ГТС Украины – дырявый мешок: трубы изношены, потери газа не оправдывают этот маршрут. Россия предложила создать совместное предприятие («Газпром», «Нафтогаз» и ЕС) ещё в 2013 году, когда эксперты пришли к выводу, что на ремонт трубы нужны как минимум 4,5 млрд. евро, но после 2014 года идею похоронили.
Сегодня украинская труба Европе не интересна по той причине, что её модернизация требует огромных средств, однако совсем отказываться от неё Евросоюз не собираются. Так что вряд ли Киев решится взорвать трубу, обвинив в этом в этом Петрова и Баширова.
Заглавное фото: politrussia.com