Правительство Литвы проявляло невероятную активность, призывая Евросоюз побыстрее ввести санкции в отношении Белоруссии, причём санкции эти должны были быть самыми жёсткими. Теперь же, после введения ЕС четвёртого пакета белорусских санкций, правительство Литвы подсчитывает убытки и думает – как помочь литовским предприятиям, которые окажутся уже очень скоро на грани банкротства.
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заверила, что правительство обязательно предоставит помощь литовскому бизнесу, однако пока не может назвать объём этой помощи.
«Прежде всего, нужно очень точно знать убытки, а это очень зависит от модальности решений. Пока я могу только так прокомментировать, но правительство обязательно даст оценку влиянию санкций на литовский бизнес, и сколько нужно будет помощи правительства, скажем, инфраструктуре или другим предприятиям, столько её и будет», – заверила Шимоните.
Один из крупнейших в мире заводов удобрений – белорусский завод «Беларуськалий» – экспортирует свою продукцию сначала по Литовским железным дорогам, а затем – через порт Клайпеды.
В порту Клайпеды удобрения «Беларуськалия» грузит предприятие
Biriu kroviniu terminalas – 30% его акций принадлежит «Беларуськалию». Что ждёт это предприятие – непонятно.
По словам главы Клайпедского порта Альгиса Латакаса, влияние санкций на порт будет очень серьёзным, так как он лишится более 30% своего грузооборота.
А советник президента Литвы Аста Скайсгирите считает, что порт Клайпеды и Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги») должны сами подумать, чем смогут восполнить потерю белорусских грузов
«Наш порт и железные дороги заранее должны были уже подумать о большей диверсификации, ведь было очевидно, что ситуация будет меняться. И им следует самим подумать о том, как восполнить пробел, который возникнет, когда Беларусь направит свои грузовые потоки через Россию», – отметила советник президента.
Однако это тот случай, когда хоть думай, хоть не думай, а «восполнить пробел» будет нечем.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис также предупредил – четвёртый пакет санкций Евросоюза в отношении Беларуси ударит по литовской экономике. Однако он надеется, что санкции ЕС в отношении «Беларуськалия» будут вводиться поэтапно и это позволит Вильнюсу подготовиться к удару.
А владелец терминала Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде Игорь Удовицкий уверен – введение санкций против завода, который обеспечивает 21% мирового потребления калийных удобрений, является слишком «смелым шагом» со стороны ЕС, потому что последствия скажутся в мировых масштабах.
«Каждый из семи миллиардов жителей Земли через какое-то время вдруг обнаружит, что продукты подорожали на 20–30%, а ещё чуть позднее цены вырастут в два-три раза. Таким образом, санкции, если они прекратят доступ белорусского калия на мировой рынок, – это санкции против кошельков каждого из нас, никто в стороне не останется»,
– не сомневается Удовицкий.
По его словам, при любом сценарии развития событий в проигрыше останется не «Беларуськалий», а Литва, потому что если «белорусский калий уйдёт в российские порты, он уйдёт навсегда».
Соб. корр. ФСК