Исполнилось семь лет со дня подписания в 2014 году Соглашения об ассоциации между Молдавией и Евросоюзом. По этому поводу президент страны Майя Санду обратилась к населению.
«Это ключевой документ в наших отношениях с ЕС, помогающий нам модернизировать страну, её институты и экономику. А благодаря Зоне свободной торговли молдавские товары всё больше присутствуют на европейском рынке. За эти годы ЕС стал главным торговым партнёром нашей страны – сегодня около 67% молдавского экспорта приходится на европейский рынок. ЕС посредством своих программ поделился опытом в плане повышения конкурентоспособности наших продуктов, а также поддержал развитие и укрепление малых и средних предприятий», − говорится в президентском послании народу.
Но так ли всё хорошо на самом деле?
Газета «Молдавские ведомости» опубликовала к этой дате статью, в которой подробно разбирает все последствия евроинтеграции, вот только повода для оптимизма при этом не находит.
Действительно, цифры говорят о том, что Молдавия увеличила экспорт в страны Евросоюза с 1,137 млн долларов в 2013 году до 1,831 млн долларов в 2019-м, с началом пандемии коронавируса показатели стали снижаться.
«Однако рост экспорта в страны ЕС произошёл не за счёт увеличения производства и всего экспорта Молдовы, а за счёт уменьшения экспорта молдавских товаров на рынки стран СНГ и перенаправления на рынок ЕС. Вряд ли было рационально уходить с традиционного рынка СНГ, теряя его. Тем более что рост объёмов молдавского экспорта в страны ЕС – временное явление», – пишут «Молдавские ведомости».
Но самое главное, отмечает издание, что товары, которые раньше экспортировались в страны СНГ по одним ценам, сегодня экспортируются в Европу совсем по другим. И эти цены намного ниже. Другими словами, продавать в Европу невыгодно.
Если странам Евросоюза молдавский виноград продаётся в среднем по 0,47 доллара, то в Белоруссию – по 0,62 доллара. Если продавать сотнями тонн, разница получается существенная. Такая же разница по всей молдавской продукции. Однако эта тема в молдавских СМИ практически не освещается. Ведь тогда все поймут – фермерам Молдавии выгодней торговать со странами СНГ, а не с Европой.
Молдавское интернет-издание «Блокнот» подчёркивает, что при упоминании о торговле с ЕС «эксперты» и «специалисты» делают упор на процентах, которые не отражают истинного положения дел на рынке.
«Торговать с ЕС получилось далеко не у всех, потерялись и прежние связи в России. Экспорт в Россию упал. Если раньше вы продавали по пять яблок в ЕС и в Россию, и это составляло 50/50, то когда вы стали продавать всё те же пять яблок в ЕС, но лишь два в Россию, то процент составит уже 70/30, вот вам и причина для триумфальных од Соглашению об ассоциации. Гораздо более красноречива сама по себе другая цифра – уровень импорта. А показатели импорта, увы, растут. Молдова с каждым годом закупает всё больше и больше, это показывают любые, даже официальные ежегодные выкладки», – отмечает «Блокнот».
В молдавских магазинах импортные продукты (не только сыры и йогурты, но и яблоки с виноградом) всё увереннее вытесняют продукты местные, уничтожая постепенно молдавского производителя, который, разоряясь, покидает страну.
Соб. корр. ФСК