Грузия всё больше и больше отворачивается от Запада и уже начинает смотреть в сторону России, а «демократические институты» в стране слабеют, бьёт тревогу американский журнал Foreign Policy (FP) со штаб-квартирой в Вашингтоне. Соединённые Штаты должны срочно принять меры, уверены авторы статьи.
«На протяжении нескольких десятилетий Грузия оставалась самой прозападной и проамериканской страной региона. Её главным внешнеполитическим приоритетом является вступление в Евросоюз и НАТО, и она ответила практически на все призывы этих двух организаций к участию в миротворческих и боевых миссиях. Несколько десятков граждан Грузии пожертвовали жизнями, служа бок о бок с американскими военными в Ираке и Афганистане»,
– пишет Foreign Policy.
Однако самое главное – это то, что у Грузии есть выход в Чёрное море и в этом её огромное стратегическое значение, поскольку эта страна является частью единственного торгового маршрута Восток-Запад, который не пролегает через Россию или Иран, подчёркивает издание. К тому же Грузия всегда стремилась на Запад и добилась самого большого прогресса «на пути к демократии» в регионе. Так было ещё совсем недавно, но теперь ситуация меняется и связано это с деятельностью правящей партии «Грузинская мечта», не сомневаются авторы статьи Дэвид Крамер (экс-помощник госсекретаря по вопросам демократии) и Иэн Келли (экс-посол США в Грузии).
Они уверяют, что именно «Грузинская мечта» пытается возобновить прежние связи не только с Россией, но и с Белоруссией, перенимая у них «методы нелиберальных режимов», в частности критику Запада, которая в Тбилиси раздаётся всё чаще и чаще.
«Недавно веб-сайты и аккаунты в социальных сетях, связанные с «Грузинской мечтой», начали беспрецедентные нападки на посла Соединённых Штатов в Тбилиси и её европейских коллег – это делалось каждый раз, когда эти представители Запада критиковали «Грузинскую мечту» или правительство»,
– напоминают авторы.
При этом в «Грузинской мечте» якобы забыли, что разрешить политический кризис в Грузии удалось только после вмешательства главы Евросовета Шарля Мишеля, усилиями которого и было подписано соглашение между правительством и оппозицией, отмечает Foreign Policy. А ещё выяснилось, что в августе вступило в силу межгосударственное соглашение о сотрудничестве между Комитетом государственной безопасности Белоруссии и Службой государственной безопасности Грузии.
«Отказ от соглашения с Евросоюзом и заключение соглашения с диктаторским режимом в Минске усиливают тревогу по поводу приверженности нынешних грузинских властей ориентации на Запад и демократическим ценностям. Хотя правительство «Грузинской мечты» настаивает, что оно стремится к более глубокой интеграции с Евросоюзом и НАТО, недавние события показывают, что правительство сделало выбор в пользу однопартийного правления и тактики задабривания Москвы»,
– говорится в статье.
Крамер и Келли уверены, что всё это сводит на нет ту огромную работу, которая проводилась на протяжении многих лет в направлении интеграции с евроатлантическим сообществом. И результаты не заставили себя долго ждать: Гарибашвили был вынужден отменить запланированную поездку в страны Балтии, «поскольку в свете последних событий в Грузии лидеры прибалтийских государств не захотели, чтобы он приехал».
Перед лицом такого отступления от демократии Вашингтон может и должен предпринять ряд мер, причём делать это необходимо срочно, настаивает FP.
«Администрация Байдена и конгресс должны призвать «Грузинскую мечту» вернуться к выполнению условий соглашения с Евросоюзом. Если же «Грузинская мечта» не вернётся к соблюдению условий соглашения и откажется отменить свои договорённости с белорусским режимом, администрация Байдена должна ввести адресные санкции в отношении руководства партии «Грузинская мечта». Это единственный способ остановить нынешний упадок. В интересах Вашингтона оказать помощь самой проамериканской стране региона и защитить там интересы Соединённых Штатов»,
– настаивает Foreign Policy на вмешательстве Штатов во внутренние дела Грузии.
Конечно, при этом вообще не упоминается о том, что пресловутое соглашение, о котором идёт речь и по поводу которого сокрушаются американцы, не выполнялось изначально, поскольку оппозиционеры ЕНД до последнего мутили воду и в итоге отказались его подписывать! Но при этом Foreign Policy обвиняет в срыве договорённостей (которых, по сути, и не было) «Грузинскую мечту»! И передёргивают даже в том, что соглашение с оппозицией называют неким соглашением с Евросоюзом. При этом сложно обвинить авторов Foreign Policy в некомпетентности – их должности указывают на то, что истина им прекрасно известна. Выходит, акценты они расставляют намеренно и также намеренно упускают одни факты и передёргивают другие.
Соб. корр. ФСК