Начало учебного года в КНР совпало с глубокой реформой системы внешкольного образования. Эта система росла параллельно с государственным школьным образованием, пока не превратилась для родителей в мощный фактор всестороннего развития ребёнка, который стал дополнять школу.
Внешкольная система состоит из огромного числа частных репетиторских курсов по учебным предметам, кружков, мастер-классов по интересам, спортивных секций. При этом внешкольная система долго оставалась в тени регулирующей деятельности китайского государства.
Сейчас Китай наводит порядок в этой области. Соответствующие решения были приняты в мае на 19-м заседании Центрального комитета КПК по всестороннему углублению реформ.
Суть преобразований состоит в повышении доступности качественного среднего образования для детей из малоимущих семей. Для этого планируется выровнять возможности их доступа к углублённому изучению учебных предметов с возможностями состоятельных семей. Центр тяжести углублённой подготовки переносится в государственные школы, чтобы все учащиеся, независимо от доходов родителей, могли получать такую подготовку не на дорогих частных курсах, а в стенах школы бесплатно либо за приемлемую плату. Предполагается также поощрять школы организовывать дополнительное всестороннее развитие детей в спортивных секциях и кружках по интересам, не отдавая это направление на откуп частному внешкольному образованию.
Тем самым уменьшается роль имущественного неравенства, снижается финансовая нагрузка на семьи китайских учащихся. Одновременно планируется решить давно назревшую задачу снижения учебных перегрузок учащихся, которые им создают сами родители.
Меры предлагаются революционные. Внешкольные учреждения не смогут предоставлять свои услуги в выходные, праздничные дни, во время зимних и летних каникул. Упор по углублённому изучению школьных учебных предметов переносится в стены школы. Государственные школы ориентируют на то, чтобы они предлагали больше внеклассных занятий, в том числе спортом.
Отныне частные внешкольные заведения не могут привлекать финансирование через размещение своих акций на фондовом рынке. Им запрещено привлекать иностранный капитал.
Суть проблемы: «По мере того как капитал устремлялся в прибыльный частный сектор образования (внешкольного. – В.П.), ценностная ориентация некоторых учебных заведений смещалась с "обучения" на "прибыль", превращая учащихся и их родителей в средство создания капитала». Принятые меры решают данную проблему, изгоняя рыночные отношения из области образования и воспитания.
Предпосылкой столь радикальных мер явилось изменение за годы реформ семейных установок в отношении детей. В условиях роста благосостояния населения КНР главным для родителей стало вложение средств в качественное развитие ребёнка – в его образование и здоровье. В этой ситуации огромное население Китая создаёт избыточно высокий спрос – несопоставимо выше, чем в иных развитых странах, – на обучение в хорошей школе, в рейтинговом вузе и, соответственно, в борьбе за престижную, высокооплачиваемую работу.
Родители вкладывают в развитие ребёнка большие деньги, которые взимает частное платное внешкольное образование. За десятилетия экономического роста КНР этот вид услуг превратился в высокодоходную индустрию. Её девизом стало предупреждение родителям: «Вы приходите, мы обучаем вашего ребенка; вы не приходите, мы обучаем конкурентов вашего ребенка». Это подхлёстывает спрос и, соответственно, цены на услуги внешкольной индустрии обучения. В более выигрышной ситуации оказались более обеспеченные семьи.
Фактически сеть внешкольных образовательных учреждений оформилась в Китае в параллельную высокодоходную систему образования помимо общегосударственной школьной системы. Траты родителей на репетиторские курсы по школьным учебным предметам и всякого рода кружки и секции уже в начальной школе могут достигать в крупных городах примерно 47 500 юаней в год (приблизительно $7000) на одного ребёнка. Плата за репетиторство на одного ребёнка может составлять около 30 % от общих годовых расходов семьи.
Увлечение родителей разнообразными внешкольными курсами, действительно, обеспечивает всестороннюю и качественную подготовку китайской молодёжи, но возникают непростые проблемы.
Во-первых, такая ситуация отрицательно влияет на повышение рождаемости даже после отмены политики «одного ребёнка», что в условиях роста продолжительности жизни в КНР обозначило проблему быстрого старения населения. Значительное число пар принципиально готовы завести двух и более детей, но в силу огромных материальных затрат на их обучение не могут это себе позволить.
Во-вторых, опасно ухудшается доступность к качественному образованию детей из семей с низкими доходами и из отдалённых районов Китая. Это закрепляет имущественное расслоение.
В-третьих, дети систематически испытывают серьёзные учебные перегрузки, что зачастую вредит их нормальному физиологическому развитию, создаёт психологические проблемы с социализацией из-за нехватки времени на свободное общение со сверстниками. После уроков в 15.00 - 16.00 следуют те самые репетиторские курсы, спортивная секция или музыкальные курсы и вечером домашнее задание. Внешкольные курсы посещает учащийся и в выходные. Ситуация усугубляется тем, что немногое свободное время, которое иногда выпадает китайскому школьнику, он тратит на компьютерные онлайн-игры.
Перечисленные меры по реформе внешкольного образования должны это устранить. Запрет на обучение во все дни, кроме рабочих, должен остановить изнурительные родительские гонки за как можно большим числом внешкольных курсов, секций, кружков для детей, избавить детей от колоссальных учебных перегрузок, а родителей – от разорительных расходов.
Кроме того, снижение затрат на обучение одного ребёнка уберёт у семейных пар одно из серьёзных препятствий для второго и третьего рождений, что может стать важным фактором решения в Китае проблемы быстрого старения населения.
Перенос из частных учреждений в стены государственных школ более углублённой подготовки детей по стандартным учебным предметам должен выровнять возможности семей с разными доходами.
Дополняет систему мер по оздоровлению воспитательно-образовательной среды полный запрет компаниям, производящим онлайн-игры предоставлять услуги несовершеннолетним в будние дни. Дети смогут играть в онлайн-игры только в течение одного часа вечером по пятницам и выходным. Новые правила широко приветствуются родителями как решительная попытка защитить физическое и психическое здоровье несовершеннолетних.
Побочным следствием принимаемых мер стали финансовые проблемы репетиторских компаний. Акции зарегистрированных на фондовом рынке в США компаний-гигантов в области услуг внешкольного образования New Oriental Education and Technology Group и Gaotu Techedu после введения жёстких мер регулирования упали почти на 90%. Мелким репетиторским фирмам будет трудно найти новую нишу. А крупные репетиторские компании, скорее всего, переориентируются на помощь родителям в организации семейного воспитания и образования, для чего уже принят соответствующий закон.
Насколько этот опыт мог бы быть применим в России, судить профильным специалистам. Однако, учитывая сходство проблем обеспечения здоровой среды вокруг учащихся в КНР и РФ, китайский опыт абсолютно точно заслуживает самого внимательного изучения.