Режим не в силах говорить с народом на языке принуждения

Педагогическое подполье Украины

Режим не в силах говорить с народом на языке принуждения

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Родители и педагоги на Украине придумывают специальные юридические схемы, позволяющие детям обходить запрет на образование на русском языке, безусловно более качественное. При этом среди населения спрос на школы, в которых обучение хотя бы частично ведется на русском, в несколько раз выше, чем на украиномовные заведения.

Согласно вступившим в силу при президенте Владимире Зеленском дискриминационным украинизаторским законам, большинство украинских школ с сентября 2020 года должны были быть практически полностью переведены на украинский язык обучения. Исключение было сделано только для образовательных учреждений национальных меньшинств, говорящих на «языках Европейского союза» (венгерском, румынском, болгарском и других языках стран-членов ЕС). Эти получили отсрочку до 2023 года, но лишь поначалу: в дальнейшем и таким «европейским» заведениям разрешат учить детей на родном языке только в младших классах. В старшей школе не менее 60% их учебного времени должны занимать предметы на мове.

При этом хорошо известно: главным «национальным меньшинством», а точнее, большинством населения Украины являются люди, говорящие и думающие по-русски. Они же – главный объект дискриминации. С 5-го класса  дети русских и русскоязычных семей должны будут изучать не менее 80% предметов на мове.

Эти антинародные законы в совокупности с запретом использовать родной русский язык в официальном делопроизводстве, средствах массовой информации, кинематографе, театре, в книгоиздании, в сфере услуг должны, как рассчитывают украинские власти, полностью вытеснить с Украины русский язык.

Однако не всё так складно. Согласно результатам исследования, проведенного в августе ценртом «Социальный мониторинг», исключительно по-украински разговаривают в семье и дома менее 32% жителей Украины. При этом 27% утверждают, что используют оба языка, 14% –  что общаются преимущественно на русском, а для 11% русский язык – единственный и исключительный. Делайте выводы.

На одну школу с русским языком преподавания сейчас приходится 2250 учеников против 276 учеников на одну «мовную» школу. Разница более чем восьмикратная.

Издание «Страна.news» описывает механизм, позволяющий школе в одном из крупных городов Украины обходить языковые запреты. Помимо языка и литературы, дети изучают на русском математику и предметы естественного профиля. Из 36 уроков в неделю 12 читаются на русском языке.

По словам педагогов, это стало возможным благодаря тому, что сам русский язык включается в «инвариативную составляющую учебного плана», формально не являясь полностью обязательным. Однако, чтобы от «учебного плана» отказаться, в классе нужно собрать хотя бы 8 подписей родителей. В таких школах 100% семей обычно выступают за образование на русском языке, поэтому проблем не возникает. Освободившаяся за счет «инвариативных» часов «квота» перенаправляется на изучение на русском других основных предметов, в частности математики. Юридически все совершенно законно, никаких претензий школе не предъявишь.

Там же, где на такой ход не решаются, русский изучают как «второй иностранный». Про «иностранный» смешно, но не запретить это властям не под силу.  

Политики, оппозиционно настроенные к режиму, подчёркивают, что ситуация, в которой десятки миллионов людей вынуждены искать юридические лазейки для общения и обучения детей на родном языке, является ненормальной.

«На каком основании украинский язык имеет преимущество перед русским? Вот мы с тобой живём в Киеве. Последние 30 лет до принятия закона русский язык, а значит и граждане были под защитой Конституции. До этого 70 лет тут был СССР, где русский язык был государственным, т. е. миллионы людей на нем разговаривали и не считали его чужим и враждебным. До этого тут сотни лет была Российская империя. Сколько лет должны были прожить люди на своей земле, чтобы они могли считать себя коренным народом и не стесняться говорить на своём языке? На какой территории (в каких областях) и в какой период до 1917 года государственным языком или языком общения был украинский язык?» – спрашивает общественный деятель Павел Себастьянович.

Однако Зе-команда, которая до прихода к власти лицемерно эксплуатировала идею борьбы с украинским радикальным национализмом в культурно-языковой сфере и на этом получила миллионы голосов, порвала с реальностью. Сейчас насильственная украинизация проводится еще более жёстко, чем при Порошенко и Турчинове. Зеленский не сделал выводов из уроков 2014 года, когда затягивание языковых гаек привело к отпадению Крыма и Донбасса, и русский язык на Украине уходит в педагогическое подполье.