22 сентября стало известно о запрете на ввоз в Азербайджан 118 тонн картофеля из Ирана, в котором якобы был выявлен потенциально опасный карантинный вредитель (Phthorimaea operculella) – гусеницы картофельной моли. Заметим, это далеко не первый случай подобного рода, причём, по утверждению некоторых местных СМИ и экспертов, «обнаруженные в иранском картофеле вредители не опасны для здоровья человека и лишь влияют на урожайность картофеля».
Как отмечает издание Eurasia Daily, решение о запрете ввоза партии сельхозпродукции из Ирана принято в Баку на фоне значительного роста напряжённости в двусторонних отношениях. Ранее на одном из участков дороги, связывающей Армению и Иран, азербайджанские таможенники установили пост, начав собирать с водителей иранских грузовиков (среди которых немало выходцев из сопредельных тюркоязычных провинций Ирана) «дорожный налог» в размере 260 долларов. Некоторое время назад были задержаны перевозившие цемент двое иранцев, которых азербайджанская полиция обвинила в доставке «незаконных» грузов в охраняемый российскими миротворцами Нагорный Карабах. Официальный представитель МИД ИРИ Саид Хатибзаде потребовал немедленного освобождения водителей, но дипломатические усилия пока результата не дали.
В августе Азербайджан заявил иранскому послу в Баку ноту протеста в связи с «незаконным проездом в Карабах» грузовиков из Исламской Республики без официального разрешения Баку; ранее претензии уже высказывались в устной форме. Тегерану припоминают то, что они называют «многолетней поддержкой Армении», а также неудачную попытку дипломатического вмешательства на завершающем этапе «44-дневной войны» 2020 года на фоне успехов поддержанного Турцией Азербайджана в Нагорном Карабахе.
В свою очередь в Иране протестуют против совместных «антитеррористических» азербайджано-турецких учений на Каспии, указывая на нарушение подписанной в августе 2018 года Конвенции о правовом статусе региона, исключающей присутствие там третьих государств. В ходе традиционной пятничной молитвы представитель духовного лидера Ирана в Ардебиле Сеид Хасан Амели выступил с рядом жёстких заявлений, поднявших в Баку волну возмущения. С южной стороны Аракса (предположительно в районе Асландуза) собирается значительная группировка войск с танками, РСЗО, тактическими ракетными комплексами и другим вооружением.
Как пишет Anna News, Азербайджан со своей стороны «привёл войска в состояние боевой готовности, а по периметру границы выставил технику сдерживания и отражения атаки извне». Уповая на союз с Турцией, в Баку на словах не слишком опасаются возможных недружественных действий со стороны Ирана. Как полагает политический обозреватель Эмиль Мустафаев,
«…эскалация в скором времени пойдёт на спад — иранский посол в Ереване практически признал, что Тегеран смирился с действиями Азербайджана, призвав армянские власти как можно скорее заняться реконструкцией альтернативной дороги через Татев. Продолжение эскалации не входит в интересны стран. Конечно, Тегеран попытается и дальше продемонстрировать «мощь» «врагам Великого Ирана». Только там стоило бы помнить, что Азербайджан уже не та страна, которая была в 1993 году.
Это продлится недолго, и Иран скоро успокоится. Потому что в случае продолжения «психологического давления» на Баку это только укрепит доводы в пользу появления в Азербайджане турецкой военной базы. Ну и, кроме того, не стоит забывать о десятках миллионов азербайджанцев, проживающих в Иране».
22 сентября с трёхдневным визитом в Баку прибыл заместитель министра иностранных дел Ирана, руководитель Центра политических и международных исследований Казем Саджапур. В рамках трёхсторонних переговоров с Азербайджаном и Турцией будут предприниматься шаги по снижению региональной напряжённости.
Соб. корр. ФСК