Накал страстей в Багдаде не ослабевает. Протестующие против промежуточных результатов выборов потребовали от Высшего судебного совета и Федерального суда Ирака вмешаться, «чтобы спасти страну от серьезной ситуации». 5 ноября массовые акции проводились под лозунгом «Эта пятница – последний шанс, чтобы вернуть наши украденные голоса». Власти ввели в город дополнительные силы полиции, усиленные армейским спецназом на бронетехнике. Тем не менее демонстранты предприняли попытку проникнуть в правительственный квартал («Международную зону»). Начались столкновения, силы безопасности применили спецсредства, затем огнестрельное оружие. Один демонстрант был убит, 346 человек получили ранения.
Ряд руководителей шиитских группировок вновь разразились угрозами в адрес властей, в том числе лично премьер-министра. Лидер альянса «Фатх» Хади аль-Амири заявил: «Те, кто отдавал и выполнял приказы, будут наказаны. Мы не оставим без внимания это преступление». Глава группировки «Кятаиб Сейид аш-Шухада» Абу Аля аль-Валаи был еще более категоричен: «Вам не будет позволено даже вернуться на свою прежнюю должность», намекая на занимаемый ранее М. Аль-Кязыми пост директора национальной разведывательной службы. Пообещал отомстить и одиозный Кейс аль-Хазали, глава радикальной «Асаиб Ахль аль-Хак».
7 ноября ночью резиденция премьер-министра Ирака была атакована с применением трех беспилотников. По данным МВД, два БЛА были сбиты, глава правительства не пострадал, ранения получили, по разным данным, от шести до 10 сотрудников охраны, зданию нанесён материальный ущерб. Нападение было классифицировано как террористический акт; очень многое указывало на то, что за ним стоят проиранские силы.
Ситуация сложилась настолько серьезная, что в Багдад срочно прилетел командующий силами «Кудс» КСИР Ирана генерал Исмаил Каани. Состоялись его встречи с премьером М. Аль-Кязыми и президентом Ирака Б. Салехом, после чего генерал провёл совещание с руководством основных шиитских группировок. Примечательно, что М. Ас-Садр на это экстренное совещание приглашён не был.
Затем последовала встреча президента, премьер-министра и главы судебного совета Ирака с лидерами шиитов, на которой последние признали причастность к теракту некоторых групп боевиков, близких к Ирану, и согласились выдать трех ополченцев, задействованных в нападении на резиденцию главы правительства. При этом, однако, потребовали привлечь к уголовной ответственности силовиков, причастных к стрельбе по демонстрантам 5 ноября.
8 ноября Высшая независимая избирательная комиссия Ирака (IHEC) объявила о завершении ручного пересчета голосов на оспариваемых избирательных участках. Согласно официальному заявлению, 1436 полученных жалоб не нашли подтверждения, а результаты ручного пересчёта совпадают с результатами электронных ящиков для голосования. Это вызвало новые протесты; 10 ноября сотни протестующих собрались у укрепленной «Международной зоны» Багдада, где расположены высшие правительственные учреждения и многие иностранные посольства. Протестующие установили палатки и отказываются уходить, транспаранты гласят: «Выборы фальшивые!», «Наши голоса украли!»
Пикантности добавляет тот факт, что никто в Ираке не знает точно, каково население страны и сколько там граждан, имеющих право голоса, – последняя общенациональная перепись проводилась в 1997 году. Запланированная на октябрь 2020 года перепись не состоялась. В январе сего года Министерство планирования Ирака заявило, что население страны достигло 40 миллионов человек, 40% из которых моложе 15 лет. «Люди в возрасте от 15 до 64 лет составляют 56,5% населения и только 3% – старше 65 лет», – заявило тогда министерство, основываясь на данных центральной статистической системы. Откуда взялись эти данные, непонятно. Поэтому 4 ноября было обьявлено о планах провести в ноябре 2022 года перепись населения по всей стране, включая Курдистан.
Возвращаясь к проблеме выборов, отметим: раскол охватил не только иракское общество в целом – острые разногласия наблюдаются и между шиитскими силами, что не дает надежд на скорое формирование нового правительства. Необходимо срочно найти удовлетворяющую всех фигуру будущего премьера, и работа в этом направлении ведется, но крайне осторожно. Близкий к бывшему премьеру Нури аль-Малики политик Джасем аль-Баяти заявил, что в процесс вовлечены высокопоставленные религиозные деятели; при этом было упомянуто имя Мохаммад Реда ас-Систани (сын Великого аятоллы ираских шиитов Али ас-Систани), что повлекло опровержение из офиса клирика: «Высший религиозный орган не участвует в каких-либо встречах, обсуждениях, контактах или консультациях относительно создания политических союзов и формирования следующего правительства». Отрицание очевидного можно обьяснить лишь тем, что Али ас-Систани опасается дальнейшего падения своего влияния. Ведь само «народное ополчение» появилось в 2014 году после его фетвы, но с 2017 года все его призывы распустить вооруженные формирования в связи с достижением поставленных целей игнорировались – джинн уже снаружи и набрал силу.
Отдельно необходимо отметить позицию, занятую властями Багдада и Эрбиля в отношении миграционного кризиса на границе между Польшей и Белоруссией. Там скопилось, по разным данным, от 12 до 15 тысяч человек, большинство которых являются гражданами Ирака, намеренных любым способом проникнуть на территорию ЕС. Среди них много женщин и детей, они в крайне сложной ситуации. То, каким образом иракские власти защищают интересы своих граждан, ставит под вопрос субъектность национальной политики. С августа по требованию ЕС самолеты Iraqi Airways летают из Багдада в Минск пустые с задачей вывезти на родину тех, кто этого хочет. Таких немного – люди продавали имущество в надежде добраться до Германии, Швеции или других европейских стран, где имеется большая курдская диаспора и можно рассчитывать на помощь.
По указаниям из Брюсселя, который пригрозил Ираку санкциями, в начале ноября были закрыты диппредставительства Белоруссии в Багдаде и Эрбиле. Почётный консул РБ в Иракском Курдистане Фуад Хамад подтвердил, что такое решение было принято для того, чтобы предотвратить нелегальную миграцию иракских граждан из Белоруссии в страны ЕС. Таким образом МИД Ирака присоединился к обвинениям Запада в адрес Минска в ведении гибридной войны.
Тем временем желающие покинуть Ирак нашли другие варианты, а это поставило Брюссель в тупик. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что «ЕС будет изучать, как ввести санкции, в том числе путëм внесения в чëрный список авиакомпаний третьих стран, которые активно вовлечены в перевозки». 9 ноября Eurobserver сообщил, что под запрет в Евросоюзе могут попасть авиакомпании Turkish Airlines, FlyDubai и даже «Аэрофлот», которая вообще не выполняет рейсы в Ирак. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель и зампредседателя Еврокомиссии Маргаритис Схинас намерены в ближайшее время посетить Армению, Египет, Ирак, Иорданию, Ливан, Турцию и ОАЭ, чтобы «оказать на них дополнительное воздействие» и предотвратить вылет потенциальных мигрантов в Минск. Это при том, что все авиакомпании, выполняющие рейсы в столицу РБ, уже объявили, что принимают к перевозке только обладателей дипломатических паспортов Ирака.
Растерянность Брюсселя распространилась и на Ирак – там явно не знают, как действовать дальше. 8 ноября заместитель премьер-министра, глава МИД Фуад Хусейн позвонил замминистра иностранных дел России Михаилу Богданову. Помимо обсуждения ситуации с выборами, иракский чиновник выразил пожелание, чтобы Москва использовала свои возможности влияния на Минск и «образумила» президента Лукашенко.
Заместитель министра по делам миграции Карим ан-Нури заявил 10 ноября, что Багдад намерен вернуть на родину тех беженцев, кто этого захочет, в том числе с помощью иракского посольства в России, поскольку у Ирака нет посольства в Белоруссии. Он отметил, что иракские власти попросили другие страны не позволять иракцам добираться до Белоруссии в качестве знака доброй воли для Евросоюза после того, как Брюссель пригрозил ввести санкции против Ирака. Представитель Демократической партии Курдистана в Москве Хошави Бабакр подтвердил: «МВД Курдистана ведет переговоры с Багдадом о подготовке к отправке самолета, чтобы вернуть тех, которые согласны. Ведутся переговоры со всеми сторонами, и с Польшей, и с Белоруссией об оказании помощи. Они находятся на холоде в лесу, речь идет о гибели людей. Если не будут приниматься шаги, люди могут умереть. Многие, вероятно, и хотят вернуться, но оказались в такой ситуации, что не могут этого сделать». Политик подчеркнул, что переговоры ведут как центральные власти Ирака, так и Демократическая партия Курдистана по своим каналам, в том числе в Польше. 9 ноября парламент Иракского Курдистана принял решение направить официальную делегацию в РБ и Польшу с задачей подготовить подробный отчет о положении мигрантов и причинах массовой миграции. И это самое главное – в чем причины?
Запад уничтожил Ирак как суверенное государство и отбросил развитую страну с богатейшими ресурсами на десятилетия назад. Польша приняла в этом самое активное участие, направив в 2003-м году в Ирак третий по численности воинский контингент. Американское командование оккупационными силами оценило верноподданическое рвение поляков – им был выделен отдельный сектор с местом дислокации в 80 километрах к югу от Багдада. Прямо на месте раскопок древнего Вавилона устроили лагерь для двух тысяч солдат. Это было безупречное с коммерческой точки зрения решение. К тому времени тотальному разграблению уже подвергся Национальный музей в Багдаде, и участие в этом американских военных было документально зафиксировано. Подставляться еще раз в Вашингтоне не стали, и использовали поляков, тем более что в боевых операциях они практически не участвовали, а закон «купи-продай» знаком им с рождения. Тогдашний министр культуры Ирака Муфид аль-Джазаири заявил: «Превращение этого места в военную базу является серьезной ошибкой и даже преступлением».
Польские военные в Ираке. 2003 год
В январе 2005 года по приглашению иракских археологов на месте раскопок древнего Вавилона побывал глава отдела Ближнего Востока Британского музея Джон Кертис. Ознакомившись с положением дел, он созвал в Багдаде вместе с М. Аль-Джазаири пресс-конференцию, на которой объявил, что многие культурные памятники Вавилона в результате деятельности военных серьезно повреждены. В частности, пострадала кирпичная мостовая времен царя Навуходоносора и остатки изразцов из древней кирпичной кладки знаменитых ворот богини Иштар. Насчитывающий 2600 лет вавилонский тротуар раскрошен тяжелой техникой, на месте археологических раскопок прорыты траншеи, для укрепления бруствера применялись мешки с песком и землей, куда попало множество ценных археологических фрагментов. Вавилон – одна из колыбелей цивилизации, и каждый камень там – история человечества. Поляки превратили музей в хлев. Реакция польской стороны комментариев не требует: по мнению специалистов из Познаньского университета имени Адама Мицкевича, большинство разрушений в Вавилоне связаны с атмосферными явлениями или отсутствием соответствующего ухода за памятниками до начала военных действий в Ираке.
В «таскании каштанов» для американцев был замечен и украинский контингент, а военнослужащие Латвии и Литвы, что называется, «тырили по мелочи». Для них главным был статус участника глобальной операции «Иракская свобода», и этим нимбом они кичатся до сих пор. В октябре 2020 года президент Литвы Гитанас Науседа внес в сейм законопроект об увеличении количества литовских военных инструкторов в Ираке сразу в пять раз – с 11 до 50 человек. На этот раз военные из Литвы проходят службу в штабе миссии НАТО в рамках операции Inherent Resolve («Непоколебимая решимость»).
Иракские власти избегают любого упоминаия о том, кто разрушил страну и разграбил народ. И это понятно: за три десятилетия «свободы и демократии» им не удалось создать минимально приемлемые условия жизни для миллионов сограждан. И это одна из причин того, что сегодня на границе с ЕС скопились тысячи тех, кто готов рисковать жизнью, лишь бы не возвращаться в страну, где никто из них не видел ничего хорошего.
Польша стянула к границе с РБ более 15 тысяч полицейских и регулярные войска
Каким может быть решение? В Ираке полагают, что нужно «додавить» Германию. Заместитель министра по делам миграции и перемещенных лиц Карим Хусейн Али аль-Нури в ближайшее время намерен посетить Берлин «для обсуждения проблемы мигрантов, застрявших на границе между Беларусью и Польшей». Однако то, что легко проходило при А. Меркель, при новом руководстве может не пройти – немцы устали кормить, помимо Греции, еще пол-Европы плюс многие десятки тысяч беженцев из стран Ближнего и Среднего Востока, а также Африки.
Польша, Латвия и Литва обсуждают возможность применения ст. 4 договора о НАТО, в соответствии с которой созывается Совет альянса, если одна из стран-участниц считает, что имеется угроза ее безопасности. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий задумчиво заметил: «Мы обсуждаем с Латвией и, в особенности, с Литвой, не запустить ли статью 4. Стороны будут консультироваться, когда, по мнению любой из них, будут поставлены под угрозу территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любого из союзных государств».
Есть еще один вариант. Поскольку в Варшаве и Вильнюсе не признают легитимность А. Лукашенко, можно обратиться напрямую к «единственно законно избранному президенту Республики Беларусь» Светлане Тихановской. Решения проблемы там точно нет, но можно получить подтверждение, что во всём виноваты А.Г. Лукашенко и В.В. Путин. Большего полякам и литовцам и не требуется.
Заглавное фото: REUTERS/Thaier Al-Sudani