Назначения судей в Верховный суд Грузии состоялись без учёта рекомендаций и советов «западных партнёров», хотя западные послы в Тбилиси постоянно настаивали и убеждали власти Грузии учесть все их пожелания. В Тбилиси советы не учли и поступили по-своему, что вызвало вновь резкую критику со стороны посла Евросоюза Карла Харцеля и посла США в Тбилиси Келли Дегнан. Выступил с критическим заявлением и представитель Службы внешних связей Евросоюза, который сделал вывод – назначение судей без учёта пожеланий «старших товарищей» противоречит судебной реформе.
«Эти назначения были осуществлены вопреки рекомендациям и советам Европейского совета, комиссии ОБСЕ, ОБСЕ/БДИПЧ и других международных партнёров, таких как ЕС и США. Мы постарались наладить более тесный диалог, чтобы достичь взаимопонимания. К сожалению, этого не произошло. Между тем, это не способствует укреплению доверия в отношениях между ЕС и Грузией и продвижению Грузии по европейскому пути»,
— заявил Харцель.
Напомним, в Верховном суде Грузии оставались пять вакантных мест, на которые парламент большинством голосов и назначил четырёх судей, хотя кандидатуры этих судей не получили одобрения ни на Западе, ни у местных НПО. А в Брюсселе уже поспешили предупредить – отныне европейская помощь Грузии будет зависеть от успешного проведения реформ, в том числе и судейской реформы. Хотя в отношении судейской реформы об успехе уже говорить нельзя.
Осталась разочарована и посол США в Грузии Келли Дегнан, которая до последнего момента надеялась, что судьями в Верховном суде станут те граждане Грузии, чьи кандидатуры были утверждены «западными партнёрами».
Вызвали недовольство западных дипломатов и споры в парламенте по поводу конституционных изменений о проходном барьере для парламентских выборов. Келли Дегнан настаивает на проходном барьере для партий в 2%, тогда как глава правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе считает, что это очень низкий проходной барьер.
«Двухпроцентный барьер предназначен для того, чтобы поспособствовать многопартийной системе, которая создаст разнообразие в парламенте и представит больше голосов и мнений граждан Грузии. Это очень важно. Это было соглашением политических лидеров Грузии, и это в интересах страны»,
– настаивала Келли Дегнан.
Однако Кобахидзе напомнил, что такой проходной барьер существует всего в двух странах Евросоюза. А поскольку он является специалистом по конституционному праву, то может как эксперт утверждать – барьер в 2% не имеет никакого отношения к демократии. И добавил, что «госпожа Келли не может рассуждать как эксперт по конституционному праву».
А депутат «Грузинской мечты» Шалва Папуашвили напомнил, что международные советы должны основываться исключительно на том, что хорошо для Грузии, для грузинской демократии, а не для США или Евросоюза. А вопросы по установлению избирательного барьера будет решать грузинский парламент и никто другой.
Соб. корр. ФСК