Венецианская комиссия раскритиковала принятые молдавским парламентом поправки к закону «О прокуратуре», отметив, что они не соответствуют международным правовым стандартам. Кроме того, эти поправки не обсуждались с экспертами, не были тщательно подготовлены, а процедура принятия поправок выглядит недостаточно прозрачной, считают в Венецианской комиссии.
Молдавии предложено отменить решение об исключении генерального прокурора из состава Высшего суда прокуроров, а также пересмотреть «процедуру оценки работы генпрокурора», в которой допущены неточные формулировки.
Напомним, в августе парламент принял поправки к закону «О прокуратуре», в котором был определён механизм отставки главного прокурора. Был также изменён состав Высшего суда магистратуры (ВСМ) и Высшего суда прокуроров (ВСП), из которого исключили генпрокурора, главу Союза адвокатов, а также прокурора Гагаузии. Оппозиция отказалась голосовать за этот закон, заявив, что он принят с единственной целью – отправить генпрокурора Александра Стояногло в отставку.
Бывший заместитель генерального прокурора Юрий Перевозник и сегодня не сомневается: вся инициированная правящей партией PAS реформа – это месть генпрокурору.
«Приостановление исполнения полномочий генерального прокурора может иметь место только после серьёзной проверки при наличии объективных причин в условиях максимальной прозрачности. Александр Стояногло должен быть восстановлен в срочном порядке в качестве генерального прокурора. ВСП должен полностью осознать свою роль конституционного гаранта независимости и беспристрастности прокуратуры»,
– прокомментировал прокурор заключение Венецианской комиссии.
По мнению депутата-социалиста Василия Боля, власти Молдавии получили «красную карточку», после чего ряд лиц, в том числе и глава Минюста, должен уйти в отставку.
Однако министр юстиции Серджиу Литвиненко не собирается уходить в отставку, он уверен, что заключения Венецианской комиссии носят рекомендательный характер, а страны сами решают, выполнять эти рекомендации или нет. По словам Литвиненко, в правительстве примут к сведению замечания, но будут учтены, прежде всего, не замечания, а те факты, что у Молдавии есть свои особенности и отличия от европейских государств, такие как «захват государственных институтов олигархическими группами и использование правосудия в личных целях». Что касается судебной реформы, то она будет продолжаться.
Экс-вице-премьер Александр Муравский считает, что заключение Венецианской комиссии никогда ещё не было настолько жёстким по отношению к молдавским властям и удивляется, почему среди более чем шестисот молдавских прокуроров не нашлось ни одного, кто бы встал на защиту генпрокурора, хотя все прекрасно видели нарушение закона.
Тем временем Александра Стояногло суд освободил от домашнего ареста. Главного прокурора Молдавии тут же пригласили принять участие в телевизионном ток-шоу. Однако Апелляционная палата Кишинёва своим решением запретила ему появляться в телеэфирах.
«Если Александр Стояногло ранее был арестован, то теперь его заставляют замолчать»,
– считает адвокат Стояногло Василе Гафтон.
А депутат парламента Владимир Односталко не сомневается: власти слишком боятся, что генпрокурор расскажет правду в эфире и про нынешнего президента, и про её партию.
«Тотальная диктатура и ликвидация демократических норм и в первую очередь свободы слова»,
– прокомментировал депутат последние события в стране.
Тем временем власти Кишинёва продолжат оценку генпрокурора Александра Стояногло в соответствии с существующим механизмом, несмотря на критическое мнение Венецианской комиссии, пояснил спикер парламента Игорь Гросу.
Соб. корр. ФСК