В начале декабря в КНР состоялась традиционная ежегодная Центральная конференция по экономическим вопросам с участием председателя КНР Си Цзиньпина. Её решения подвели итог экономическому развитию Китая в 2021 году и установили приоритетные направления экономической политики на 2022 год.
Решения конференции интересны и для России – и как полезный опыт государственно-капиталистического управления экономикой, и как образец независимой от рекомендаций западных либерал-монетаристских институтов политики. Часть этих решений находятся в русле долгосрочной стратегии ограничения влияния капитала и рынка на общественные отношения в рамках политики справедливого распределения общественных благ.
Как ожидается, в 2021 г. экономический рост Китая превысит запланированный целевой показатель в 6% даже на фоне экономического замедления в третьем квартале, когда ВВП вырос на 4,9%, снизившись по сравнению с предыдущими кварталами. За первые три квартала ВВП Китая увеличился на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 82,31 триллиона юаней (12,8 триллиона долл. США). Основной вклад в замедление внесли два фактора – дефицит электроэнергии и сбои в мировой цепочке поставок. Однако в целом рост ВВП КНР за 2021 г. значительно выше среднемирового.
На 2022 год прогнозируется сильное понижательное давление на экономику Китая. Ожидается сложная ситуация с занятостью. Это вызвано тем, что в 2022 году число выпускников колледжей по предварительным подсчётам составит около 10,76 миллиона, что на 1,67 миллиона больше 2021 года. Это также первый случай, когда число выпускников колледжей превысит 10 миллионов.
Участники конференции особо отметили, что китайская экономика в 2021 г. столкнулась с тремя крупными вызовами – «сокращением спроса, шоками предложения и ослаблением ожиданий». Произошло замедление и на рынке недвижимости, связанное с преддефолтным состоянием крупнейшего китайского застройщика «Эвергранд».
Всё это вызвало нарушение поступательности экономического роста, когда очень быстрое восстановление в 4 квартале 2020 и в первом полугодии 2021 г. сменилось резким замедлением во втором полугодии 2021 г.
Отдельным вызовом для Китая, как и для мировой экономики в целом, является рост инфляции, имеющий внешний источник. Этот факт в полной мере был учтён в рекомендациях конференции.
В 2022 году приоритет будет отдан нормализации экономического роста вокруг неких приемлемых величин, чтобы исключить «качели», когда экономика сначала резко растёт, а затем так же резко замедляется.
Участники совещания подчеркнули «необходимость активной налогово-бюджетной политики на следующий год, отметив, что это должно обеспечить интенсивность бюджетных расходов и повысить устойчивость экономики». Фискальную политику планируется нацелить на стимулирование совокупного спроса. Учитывая снижение роста ВВП в третьем квартале, ставится задача увеличить капиталовложения и повысить требования к обеспечению ликвидности в реальной экономике.
Китайские эксперты обращают внимание на то, что денежно-кредитная политика Китая «сосредоточена на собственных потребностях», а не «танцует с другими». В русле стимулирующей фискальной политики Народный Банк Китая снизил 20 декабря годовую базовую ставку по кредиту на 5 базисных пунктов до 3,80% с 3,85%, оставив прежней пятилетнюю ставку на уровне 4,65%, которая является ключевым ориентиром для ипотечных кредитов. Эксперты считают, что этот шаг отражает более сильную финансовую поддержку стабильного роста и за ним в 2022 г. последует ряд других мер по смягчению, включая дальнейшее снижение коэффициента резервных требований, снижение ставок и фискальное стимулирование.
После конференции Китай усилил поддержку реальной экономики. В частности, был снижен на 50 базисных пунктов коэффициент резервных требований для большинства банков и снижены ставки по кредитам для сельского хозяйства и малого бизнеса.
В целом китайская стратегия преодоления инфляции без ущерба для экономического роста исходит из понимания, что источником текущей инфляции является не избыток денег, а недостаток товаров. И, чтобы привести в соответствие денежную массу с товарной массой, не сжимают денежную массу, а стимулируют расширение производства товаров.
Названные меры обращают на себя внимание чёткой ориентацией на рост реального сектора экономики и повышение доходов населения. Они подчинены необходимости «в полной мере использовать положительную роль капитала, как фактора производства» и «эффективно контролировать его отрицательную роль». В такой постановке вопроса учитывается двойственная роль капитала. С одной стороны, его стремление к максимизации прибыли может способствовать поступательному развитию общества; с другой стороны, беспорядочное расширение капитала приносит экономике и обществу вред. И здесь речь идёт о «светофорах» для капитала, о предотвращении его «беспорядочного роста».
Во влиятельных экспертных кругах КНР обращают внимание на неограниченную кредитную экспансию современного финансового капитала, когда его увеличение перестаёт зависеть от реальной экономики. Как говорит Дон Сяоцзюнь, заместитель директора Департамента преподавания и исследований экономики Национальной академии управления КНР, такое положение дел создаёт большие риски и для самого финансового капитала, и для экономики в целом. По его словам, сейчас в КНР решается принципиальный вопрос: как найти более эффективные способы управления ростом финансового капитала, подчинив его рост интересам развития реального сектора экономики.
Финансовый капитал не может играть самодостаточную роль в экономике, он ценен лишь как источник финансирования её производящих секторов. Необходимы специальные меры по направлению избыточных доходов финансового сектора в реальный сектор экономики.
На конференции обсуждались также недавние регулятивные меры, в частности, ограничение рыночных отношений в области внешкольного образования с целью выравнивания возможностей получения качественного образования для детей из семей с разными доходами, в области досуга молодёжи (ограничение предложений на рынке онлайн-игр для учащихся).
В целом детальный анализ достижений и проблем китайской экономики в 2021 г. и обозначенные меры по стабилизации экономического роста дают основание китайским специалистам достаточно уверенно смотреть в наступающий 2022 год. Как отмечает Global Times, стратегия Китая по развитию своего огромного потенциала «активна и устойчива».
Фото: REUTERS/Aly Song