О возможном влиянии беспорядков в Казахстане на процессы евразийской интеграции

О возможном влиянии беспорядков в Казахстане на процессы евразийской интеграции

Протестовавшие против повышения цен на газ и погромщики – это разные люди и разные социальные группы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Новый 2022 год начался в Казахстане с бурных событий. 1 января в республике повысили цену на сжиженный газ, которым в западном Казахстане заправляется большая часть автотранспорта, и уже на следующий день в Мангистауской области начались уличные демонстрации протеста.

Повышение цен было чувствительным, и вскоре к протестующим присоединились жители других областей, что неожиданно переросло в нападения на административные учреждения в Алма-Ате, Нур-Султане и других крупных городах республики. Прокуратура Казахстана возбудила уголовные дела в связи с совершенными актами вандализма, терроризма и массовыми беспорядками. Участникам беспорядков может грозить от восьми лет до пожизненного срока заключения с лишением гражданства. По оценке Национальной палаты предпринимателей Казахстана, общая сумма ущерба от беспорядков уже превысила 200 млн. долларов.

Президент республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев заявил, что в республике действуют банды, прошедшие подготовку за рубежом, и назвал происходящее подрывом целостности государства и нападением на граждан. В любом случае мирно протестовавшие против повышения цен на газ жители, и те, кто устраивает погромы, – это абсолютно разные люди. Протестами, начавшимися 2 января в Жанеозене на западе республики быстро, умело и, надо сказать, эффективно (видимо, почва была готова) воспользовались силы разрушения. А вот кто конкретно организовал эти силы, ещё предстоит понять.

В ответ на массовые беспорядки президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утром 5 января 2022 года отправил в отставку правительство и возглавил Совет безопасности Республики, отстранив с этого поста первого главу государства Нурсултана Назарбаева. На первом заседании Совбеза под своим руководством Токаев охарактеризовал ситуацию в Казахстане как подрыв целостности государства и сообщил, что обратился за помощью в ОДКБ "в преодолении террористической угрозы". Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы для нормализации обстановки в стране. Жители Казахстана отнеслись к прибытию в республику военнослужащих четырёх государств-членов ОДКБ спокойно.

7 января президент Токаев пообещал, что все террористы – те, кто прибыли из-за рубежа, не сложили оружие и продолжают сопротивление – будут уничтожены. При этом он отметил, что все требования граждан, выражавшиеся в формах мирного протеста, были услышаны и новый состав правительства примет соответствующие меры.

Как произошедшие события в Казахстане (а они, подчеркнём, начались буквально на следующий день после того, как Казахстан оставил пост страны-председателя в руководящих органах ЕАЭС – Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском Межправительственном совете и Евразийской экономической комиссии, который представители Республики Казахстан занимали на протяжении 2021 года) могут повлиять на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве?

Прежде всего, естественно, могут произойти изменения в составе руководящих органов ЕАЭС, в частности, в Совете и Коллегии Евразийской Экономической Комиссии. В Совете ЕЭК нынешний представитель Казахстана, и.о. первого заместителя премьер-министра республики Алихан Смаилов (который в 2021 году возглавлял Совет ЕЭК), после формирования нового состава правительства Казахстана может быть заменён на вновь назначенного первого заместителя премьер-министра Казахстана, равно, как и два представителя республики в Коллегии ЕЭК – Руслан Бекетаев – член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК и Арман Шаккалиев – член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК.

Что касается основных направлений деятельности Евразийского Экономического Союза, то, возможно, некоторое замедление в практической реализации целей и задач, определённых в Стратегии-2025, – беспорядки такой силы, как разразились в Казахстане, неминуемое оставляют след. Однако, в общем и целом, особо сильных сбоев в совместной работе в соответствии с утвержденными планами развития специалисты не ожидают, таких сбоев быть не должно.

Наиболее вероятно, что, учитывая роль Казахстана в формировании общих (единых) рынков нефти, нефтепродуктов и природного газа ЕАЭС, могут быть внесены коррективы в сроки их запуска в общее пользование.