Вечером 25 апреля неизвестные обстреляли из гранатометов Министерство государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), а на следующий день были подорваны вышки радиоцентра около поселка Маяк

Приднестровская провокация

В Приднестровье в 2 км от границы с Украиной находится крупнейший в Европе склад боеприпасов в селе Колбасне, оставшийся от СССР

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Вечером 25 апреля неизвестные обстреляли из гранатометов Министерство государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), а на следующий день были подорваны вышки радиоцентра около поселка Маяк и нанесён удар по воинской части возле села Парканы.

Власти Приднестровья приняли решение о введении в республике «красного» уровня террористической опасности. Некоторого эффекта террористы добились: отменен праздничный парад в честь Дня Победы 9 мая; образовательные учреждения переведены до конца учебного года на удалёнку; на въезде в города ПМР установлены блокпосты, досматривающие граждан и автотранспорт; силовые структуры переведены в усиленный режим несения службы.

Появились две основные версии относительно того, кто мог стоять за терактами: Киев или Кишинев.

Власти Молдавии выглядят растерянно. Президент Республики Молдова Майя Санду срочно собрала заседание Совбеза и сделала официальное заявление. Она подчеркнула, что приветствует мирный диалог с Тирасполем и поддерживает дипломатическое разрешение конфликта, а также пообещала не вводить блокаду Приднестровья.

Санду смогла победить на президентских выборах 2020 года, опираясь на молдавские диаспоры за рубежом и воспользовавшись падением рейтинга левых пророссийских сил. А в 2021 году она на досрочных парламентских выборах закрепила успех, приведя к власти свою карманную партию «Действие и солидарность». Однако ни одну из острых социально-экономических проблем Республики Молдова западники решить не смогли, и уже через несколько месяцев их рейтинг рухнул.

Согласно данным опроса, проведенного в конце 2021 года IDIS Viitorul, Блок коммунистов и социалистов поддерживали в Молдове почти 38% опрошенных, «Действие и солидарность» (PAS) – примерно столько же. Еще 13% проголосовали бы за партию «Шор», которая была партнером социалистов по парламентскому большинству. С тех пор ситуация практически не изменилась. Поэтому если бы выборы в молдавский парламент состоялись сегодня, условно пророссийские силы сформировали бы большинство. В такой ситуации попытка проведения Кишиневом военной операции против Приднестровья стала бы для молдавской власти самоубийственной. Официальному Кишинёву пока что хватает резкой реакции молдавского общества на решение о запрете георгиевской ленточки; его уже официально осудило Народное собрание Гагаузии. Играть с огнем дальше не в интересах Санду.

Пока что улики указывают на то, что за преступлениями, совершенными в Приднестровье, стоит Киев. Президент ПМР Вадим Красносельский выступил с обращением, в котором заявил, что «следы нападений ведут в Украину». По его словам, «те, кто организовал данное нападение, имеют цель втянуть Приднестровье в конфликт».

Еще утром 25 апреля (почти за день до атаки на Тирасполь) редактор запрещённого в России сайта «Цензор» и бывший советник министра обороны Украины Юрий Бутусов написал в Интернете: «Для спасения Мариуполя остался один шанс – удар по Приднестровью». Свою логику Бутусов объяснил необходимостью захвата проживающих в ПМР российских граждан «в плен» (в заложники) и установления контроля над находящимися в Приднестровье складами боеприпасов.

Параллельно на мобильные телефоны жителей ПМР начали приходить смс-сообщения от СБУ с призывом срочно покидать Приднестровье под угрозой ракетно-артиллерийских ударов. Целью провокации было, конечно, не «спасение» приднестровцев, а провоцирование паники.

Позже в телеграм-каналах появилась информация о том, что террористы действительно проникли в ПМР с территории Украины, а после атак на приднестровские объекты, вернулись обратно. По мнению военкора Юрия Котенка, интерес Киева в обострении в Приднестровье очевиден: «Это крупнейший в Европе склад боеприпасов в селе Колбасне, оставшийся от СССР, всего в 2 км от границы Украины. Его захват позволил бы киевскому режиму решить множество проблем. Не секрет, что бандеровские формирования испытывают сегодня острый дефицит артиллерийских боеприпасов советского стандарта. А возможности покрыть его у западных хозяев крайне ограничены».

Планы Киева могут идти и дальше. Украинские чиновники поспешили откреститься от атак на ПМР, рассчитывая, что в Тирасполе обвинят во всем молдавские власти и ударят по ним. Учитывая, что Санду пользуется полной поддержкой официального Бухареста, «самостийники» предполагали спровоцировать на вступление в вооруженное противостояние Румынии – члена НАТО и страны, на территории которой находится сейчас крупный контингент альянса.

Не исключено, что, не добившись пока исполнения задуманного, украинские спецслужбы в ближайшее время попытаются повторить атаки, чтобы все-таки спровоцировать обострение приднестровско-молдавского конфликта и вступление в него Румынии. Здесь единственным надежным вариантом предотвращения дальнейших провокационных действий является выход участников российской спецоперации на границу с Приднестровьем и оттеснение от нее украинских подразделений.