Российско-японские отношения в сфере рыболовства нуждаются в кардинальном пересмотре с учётом новых реалий

Японско-российские отношения в ожидании нового подхода

Назрела необходимость проанализировать весь комплекс двухсторонних отношений за тридцатилетие, внеся в них коррективы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Среди ближайших соседних с Россией государств одним из первых к санкционной войне Запада на востоке присоединилась Япония, которая граничит с нами только на узком морском участке между японским островом Хоккайдо и российскими островами Сахалин, южными Курилами, Малой Курильской грядой. Протяженность этой морской границы составляет всего 194,3 км.

Вмести с тем морские пространства, прилегающие к этой границе, а это воды северо-западной части Тихого океана, Японского, Охотского морей, имеют большое значение в двухстороннем сотрудничестве между Россией и Японией. Среди них транспорт, заходы судов в порты, исследования морских живых ресурсов и их сохранение, разведка и добыча углеводородов, рыболовство и многое другое.

Однако Япония, встав на тропу антироссийских санкций, положила начало разрушению взаимовыгодного сотрудничества с нашей страной именно на море. Имеются опасения, что это может затронуть и рыболовные отношения. В былые времена министр рыбного хозяйства Советского Союза Александр Акимович Ишков говорил японцам: «У нас с вами есть очень хороший, добротный „канат“ сотрудничества между Японией и СССР – это сотрудничество в области морского рыболовства». Японцы соглашались. И действительно так, этот «канал» общения между нашими странами не разрывался даже во времена холодной войны. Однако сейчас он превратился в тонкую «нитку». И политики могут эту «нитку» натянуть так, что она треснет, а это не нужно ни рыбакам Японии, ни рыбакам России.

Отношения между нашими странами в области морепользования в целом были весьма сбалансированными. Речь идет о судоходстве, рыболовстве, защите окружающей морской среды, сотрудничестве по спасению терпящих бедствие на море, экспортно-импортных операциях с рыбой и морепродуктами и о многом другом.

На сегодняшний день у России с Японией создана и действует целая система двусторонних межправительственных соглашений по сотрудничеству на море, и прежде всего в области рыболовства. Таких соглашений пять – четыре базовых были заключены еще во времена Советского Союза, а пятое в 1998 году. И вот это последнее соглашение как раз необходимо денонсировать, оно не отвечает национальным интересам России.

У наших стран есть взаимная заинтересованность в совместном проведении научных исследований по сохранению и рациональному использованию морских живых ресурсов в северной части Тихого океана, у побережий Японии и России, а также в Японском, Охотском, Беринговом морях.

Действует соглашение по спасению терпящих бедствие. Есть соглашение, позволяющее японским рыбакам вести промысел морской капусты у российского острова Сигнальный с соблюдением всех существующих здесь правил промысла и контроля.

Достигнута договорённость о пресечении торговли браконьерской рыбой и морепродуктами. Развиваются экспортно-импортные операции. Кроме того, бывают случаи, которые требуют специального рассмотрения двумя сторонами тех или иных возникающих вопросов. Для этого была создана соответствующая комиссия (ранее Советско-японская комиссия по рыболовству, сейчас – Российско-японская комиссия по рыболовству).

Россия и Япония регулярно проводят переговоры по взаимным квотам на вылов некоторых морских ресурсов. Как правило, со стороны японской прессы эта тема нагнетается таким образом, что Японию чуть ли не притесняют. Однако мы никого не притесняем, переговоры идут в рамках достигнутых соглашений и договоренностей. Вот и на днях завершились к обоюдному удовлетворению переговоры по промыслу японскими рыбаками лососевых российского происхождения в Японском море. Всегда надо держать в уме, что соседи с соседями должны жить в согласии и не применять односторонние санкции, да еще по указке из-за океана.

Японские рыбаки заинтересованы в сохранении и развитии промысла в российской 200-мильной зоне, как и российские рыбаки – в продолжении рыболовства в 200-мильной зоне Японии. Ещё в советское время между нашими странами было заключено соглашение по взаимному промыслу в исключительных экономических зонах друг друга. Оно продолжает действовать и в настоящее время. В последние годы российские рыбаки вылавливают в 200-мильной зоне Японии порядка 80-90 тыс. тонн рыбы, японские рыбаки в нашей зоне – около 30 тыс. тонн.

Во времена Советского Союза, в 1977–1985 годах, японской стороне на взаимной основе выделялась квота в нашей зоне 500-600 тыс. тонн ежегодно, и японцы её полностью эту квоту осваивали. Потом мы начали своим флотом осваивать эти ресурсы и японские объемы вылова сокращались. Затем уже Япония приняла решение сокращать свою зависимость от промысла в 200-мильной зоне России. Однако совсем прекратить вылов в нашей 200-мильной зоне японцам не выгодно, как и нашим рыбакам в 200-мильной зоне Японии. Это взаимовыгодное, сбалансированное рыболовство, и оно должно быть продолжено.

Квоты мы выделяем друг другу почти в равных отношениях. Однако сейчас японцы добывают значительно меньше минтая, чем раньше, а это был их основной промысел в нашей зоне. Теперь японцы ведут лов только тех видов рыбы, который им разрешен: немного минтая, сайра, треска, палтус, различные другие виды. Поэтому их общие объемы вылова и упали. Насколько я информирован, японцы готовы осваивать минтай в больших количествах, но мы не можем обделить своих рыбаков – Россия сама полностью использует эти запасы.

Одно из основных действующих соглашений между нашими странами – это соглашение, которое наряду с другими вопросами касается сохранения запасов лососевых в наших дальневосточных реках. Промысел лосося осуществляется как в российской зоне (японцам мы сейчас в своей 200-мильной зоне квот не выделяем), так и в японской – наш лосось из рек Дальнего Востока мигрирует в японскую экономическую зону. Представители России и Японии ежегодно проводят переговоры по определению объемов вылова этого лосося японскими рыбаками в японской же 200-мильной зоне. Объемы эти в последние годы составляют небольшую величину – 2,5-3 тыс. тонн, но играют существенное значение для местных японских рыбаков.

Более важный вопрос заключается в том, что по соглашению 1985 года (ваш покорный слуга участвовал в его разработке, был одним из инициаторов) японская сторона обязалась не вести промысел лососевых российского происхождения за пределами 200-мильных зон России и Японии в открытой части Тихого океана. Это правильный шаг, поскольку мы тоже не ведем такой промысел. Он позволяет сохранять запасы лососевых от разрушительного, осуществлявшегося в прошлом масштабного дрифтерного японского лова. Это позволило восстановить запасы лососевых, которые нерестятся в реках российского Дальнего Востока, что обеспечило нам вылов у своего побережья до 350-560 тыс. тонн ежегодно.

Здесь нужно также упомянуть про единственное соглашение, которое выпадает из схемы взаимовыгодного сотрудничества. Речь идёт о соглашении 1998 года, позволяющем Японии вести промысел в российских территориальных водах близ южных Курильских островов. При этом сама Япония схожей возможности по добыче в своих территориальных водах России не предоставляет.

Соглашение 1998 года, как уже неоднократно отмечалось, является несбалансированным. Его необходимо безотлагательно денонсировать, поставив в известность японскую сторону, как это предусмотрено статьёй 7 данного соглашения.

Вместе с тем интересам России и Японии отвечает взаимное сотрудничество по сохранению и рациональному использованию всех морских живых ресурсов в северо-западной части Тихого океана. Именно Россия и Япония являются здесь ведущими рыболовными державами. Это направление важно укреплять и развивать.

Речь идёт, прежде всего, об определении общих допустимых объемов улова тех совместных запасов, которые периодически находятся как в зоне России, так и в зоне Японии (сайра, иваси, скумбрия, лимонема и др.). Всё это требует совместного рационального управления. Разрушать это направление сотрудничества не следует, его надо наоборот расширять. Ведь океан един, а рыба границ не признает.

Однако санкции, которые Япония начала применять в отношении России положили начало разрушению сотрудничества по целому ряду направлений. Это касается морепользования, энергетики, сотрудничества в Арктике. Это, наконец, касается человеческого общения, спорта, культурных связей. Дошло до того, что санкции введены в отношении президента России В. Путина и других государственных деятелей нашей страны.

В ответ Россия справедливо отнесла Японию к недружественным государствам и заявила о прекращении переговоров по надуманному мирному договору в увязке с Курильскими островами. Будем надеяться, что эти переговоры больше никогда не возобновятся.

Назрела необходимость проанализировать весь комплекс двухсторонних отношений между Россией и Японией за последнее тридцатилетие, внеся с учётом сегодняшней ситуации практические коррективы в отношения двух соседних стран на перспективу.

Фото: рыболовецкое судно на Дальнем Востоке, источник: Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья