США продолжают провоцировать военный конфликт вокруг Тайваня, используя «украинскую схему». Администрация острова настойчиво подталкивается Вашингтоном к пересечению «красных линий», установленных Китаем.
Одновременно США усиленно вооружают тайваньскую армию, пытаются сколотить антикитайскую коалицию из стран Индо-Тихоокеанского региона и оказывают всестороннюю поддержку островной администрации. КНР, в свою очередь, готовится к любым возможным угрозам, и прежде всего к военным.
Следует обратить внимание на проход 10 мая крейсера ВМС США через Тайваньский пролив, который является территориальными водами КНР – сразу после того, как НОАК провела крупномасштабные совместные учения ВВС и ВМФ в прилегающих к Тайваню водах. На уровне символических шагов примечательно удаление Госдепом со своей веб-страницы из специального раздела «Отношения США с Тайванем» тезисов о том, что «Тайвань является частью Китая» и «США не поддерживают независимость Тайваня».
При этом и англосаксы, и КНР изучают опыт специальной военной операции (СВО) ВС РФ на Украине и приспосабливают его, каждый по-своему, к гипотетическому тайваньскому кризису. Особенность военной составляющей этого кризиса в том, что боевые действия будут разворачиваться на море и подчиняться задачам морской десантной операции НОАК.
В этом смысле крупномасштабные военно-морские и военно-воздушные учения в условиях, максимально приближенных к боевым, которые в первой половине мая провела НОАК, стали примечательным событием. Зона учений охватывала большую площадь прилегающих к острову вод таким образом, что в ходе учебных манёвров Тайвань был плотно окружён эскадрой ВМФ КНР. Авианосная ударная группа (АУГ) во главе с авианосцем «Ляонин» действовала в течение недели, со 2 по 11 мая, к востоку от Тайваня.
В авианосную группу входили семь кораблей: авианосец "Ляонин", эсминцы с управляемыми ракетами типа 052D "Синин", "Урумчи" и "Чэнду", эсминец с управляемыми ракетами типа 052C "Чжэнчжоу", фрегат с управляемыми ракетами типа 054A "Сянтан" и корабль комплексного снабжения типа 901 "Хулунху". В ходе учений пилоты палубной авиации провели интенсивную тренировку дневных и ночных вылетов (порядка 100 вылетов за время учений) в Филиппинском море к востоку от острова Тайвань и к югу от Японии.
По мнению Ши Хуна – исполнительного редактора китайского журнала Shipborne Weapons, пространство к востоку от Тайваня является жизненно важным для предотвращения внешнего вмешательства в случае силовой операции в Тайваньских проливах по воссоединению острова с материковым Китаем. Действуя в тандеме с воздушными и морскими силами с материковой части Китая, авианосная группа может полностью отрезать маршруты снабжения тайваньской армии иностранными силами с востока, если те попытаются вмешаться в тайваньский вопрос.
Так как западная часть острова отделяется от материкового Китая относительно нешироким проливом, военно-морская операция НОАК может быть поддержана с материка, что даёт КНР в этом районе многократное преимущество. С востока острова такого преимущества у НОАК нет, и здесь для решения разнообразных военных задач необходимо привлечение мощной авианосной ударной группы, а возможно, и не одной. Сейчас Китай строит третий авианосец, который, как ожидается, будет больше, чем предыдущие два, и впервые будет оснащен катапультами.
Судя по всему, НОАК отрабатывала на учениях комплексную задачу – проведение военной операции против тайваньских вооружённых формирований на острове с одновременным блокированием внешнего военного вмешательства. В постановке такой задачи отразился опыт российской СВО на Украине, где ВС России приходится противодействовать масштабным НАТОвским военным поставкам киевскому режиму.
Одновременно с действиями авианосной группы «Ляонин» к востоку от Тайваня боевая авиация НОАК отрабатывала учебные задачи с юго-западной и юго-восточной стороны острова. Со стороны материка в общей сложности за время учений имел место 31 вылет самолетов НОАК с участием бомбардировщиков H-6, истребителей J-11 и J-16, самолетов раннего предупреждения KJ-500, противолодочных самолетов Y-8 и самолетов радиоэлектронной борьбы, а также противолодочных вертолетов корабельного базирования Ка-28.
НОАК быстро наращивает средства для проведения полноценной морской десантной операции на Тайвань. В конце апреля был введён в строй второй универсальный десантный корабль-вертолетоносец (УДКВ) «Тип-075» "Гуанси" водоизмещением порядка 36 тыс. т. А в начале мая ВМС НОАК провели морские учения с участием двух новейших УДКВ этого типа. Общее количество УДКВ «Tип 075», которые планирует построить Китай, оценивают в восемь единиц.
Важной составляющей боевых возможностей НОАК являются противокорабельные баллистические ракеты. Боевые действия с этим видом вооружения, видимо, активно отрабатываются китайской стороной. В КНР обратили внимание на сообщения СМИ США и Тайваня о создании в пустынях Синьцзяна полноразмерной имитационной модели фрагмента тайваньского порта Суао с военно-морской базой и военными кораблями, которые послужили объектами для отработки ударов НОАК противокорабельными баллистическими ракетами. Американские СМИ размещают спутниковые снимки, которые, по их оценке, подтверждают эту информацию.
В связи с этим тайваньский эксперт Цзе Чжун заявил, что после того, как эсминец «Тип-055» был включён в АУГ «Ляонин», она стала обладать реальным дальним ударным потенциалом. По оценке китайских экспертов, такого рода ракетный удар, который тайваньская ПВО не сможет перехватить, может быть нанесен не только со стороны материка, но и из восточных вод Тайваня.
Китайские военные учения проходили под особенно пристальным вниманием США и Японии. Их военные корабли в зоне учений, как говорят в Китае, невольно оказались лучшими партнёрами для НОАК, поскольку именно США и Япония могут стать противниками китайских ВМС в ситуации острого тайваньского кризиса.
США также внимательно изучают опыт российской СВО. Высокопоставленные представители американской разведки заявили недавно, что уроки, извлеченные из боевых действий на Украине и американской военной помощи, «позволили сделать ключевые выводы о том, как Вашингтон может взаимодействовать с Тайбэем». В частности, директор разведуправления Пентагона Берриер озабочен тем, что тайваньские военные «не там, где они должны быть», указывая на большую армию призывников с коротким периодом призыва.
Результатом осмысления Вашингтоном опыта российской СВО стали требования к тайваньским властям, чтобы они закупали вооружение, которое позволит небольшой тайваньской армии эффективно противостоять превосходящим силам Китая. По мнению американских военных, Тайваню необходимо приобретать мобильные вооружения, позволяющие наносить высокоточные удары согласно стратегии «асимметричной войны».
Вряд ли это, однако, Тайваню поможет. В итоге усилия США окажутся лишь подготовкой прокси-войны «до последнего тайваньца» для ослабления Китая, аналогично тому, как сейчас на Украине ведётся война НАТО во главе с Соединёнными Штатами против России «до последнего украинца».