Воскресную (22 мая) встречу в Верховной раде президентов Польши и Украины украинские СМИ уже назвали исторической и эпохальной. Признаться, принимающая сторона постаралась. Было всё: от чтения Дудой первой строчки «Вечного революционера» Ивана Франко до присвоения Зеленским польскому городу Жешуву звания «город-спасатель» и подарка Анджею Дуде марки с крейсером «Москва» (дёшево и сердито).
Конечно же, во время визита иноземца-поляка произошла «российская ракетная атака по Киеву», но случился перелет и «сбили» её над Фастовским районом, то есть к западу от украинской столицы. Мужественные президенты «ракетный обстрел» проигнорировали, а СМИ указали на коварство Кремля, затеявшего заткнуть Дуду.
Поляк, которого в Раде встретили овациями, поначалу давил на эмоции. Он восхищался солдатами ВСУ, нацистами запрещённого в России «Азова»*, называя их не только героями Украины, но и героями Польши, Европы и всего мира, ужасался преступлениям в Буче, грозил международным трибуналом и льстил нардепам, уверяя, что «свободный мир сегодня имеет лицо Украины».
Затем Дуда изящно перешел к самовосхвалению, воспевая себя и Польшу за предоставляемое Украине оружие, за убежище для украинцев, что сотнями тысяч горбатятся на поляков. Напомнил даже, что, когда из Киева сбежали во Львов все послы, посол Польши Бартош Чихоцкий остался на месте.
Особой темой были украинские беженцы. Они, сообщил Дуда, не являются беженцами, они гости Польши. Кстати, сами поляки опередили своего президента и стали размещать на магазинах напоминание украинцам, что они здесь гости, а не хозяева…
Далее Дуда назидательно напоминал, что именно он является решительным сторонником жёстких санкций против России. Что именно он «послезавтра будет разговаривать в Давосе» о замороженных Западом средствах России, которые нужно использовать для восстановления Украины. Что именно он решительно поддерживает членство Украины в Европейском союзе и «не успокоится, пока Украина не станет членом»; мол, и произойдёт это уже в июне! Такой заботливый, хлопотливый благодетель…
Правда, польского президента не слышал французский министр по европейским делам Клеман Бон, который во время выступления Дуды выступал в эфире Radio J, где сказал: «Вы должны быть честными… Если мы говорим, что Украина вступит в ЕС через 6 месяцев, 1 год или 2 года, мы лжем. Это неправда. Это, наверное, 15 или 20 лет, это очень долго». Он же добавил: «Я не хочу, чтобы украинцам продавали иллюзии и ложь. Если мы скажем украинцам: «Добро пожаловать в ЕС», но вы не читали в договоре, в сноске «Здравствуйте, это через 15 лет», я думаю, что будут разочарования для целого поколения украинского народа». Однако украинским нардепам слова французского министра не транслировали, и они заворожено слушали польского президента.
А Дуда тем временем запустил интригу, которую раздул Зеленский.
Поляк, вспомнив слова криворожского кавээнщика о том, что поляков с вместе украинцами более 80 миллионов, заявил: «Мы не должны упустить этот шанс... Исторический момент заново формирует наши отношения… Настал момент для нового польско-украинского договора о добрососедстве... Польско-украинская граница должна объединять, а не разъединять, это должно быть нашей большой целью».
О ненужности границы Дуда уже говорил, а вот «новый договор» – это очень любопытно. Уж не о западных ли территориях Украины речь?
Зеленский, восхищаясь и благодаря поляка, сообщил, что «сейчас украинские города стали побратимами польских, побратимами стали украинский и польский народ, а страны – сёстрами», и в знак особого расположения к полякам объявил о внесении законопроекта о расширенных правах и возможностях для граждан Польши на Украине.
Еще один анонс «от Зели» – обещание упростить пересечение границы между двумя странами. Здесь всё вилами по воде писано, ведь с Польши на запад начинаются просторы Шенгенской зоны, куда рвутся потомки копателей Чёрного моря и строителей египетских пирамид. Упрощать пересечение границы в двустороннем соглашении в Брюсселе полякам никто не позволит.
Наконец, ещё один анонс. Провозгласив Дуду братом, а Польшу сестрой, Зеленский пообещал, что стороны забудут споры по поводу общего прошлого, так как Россия, начав войну, невольно заставила Киев и Варшаву позабыть взаимные претензии и противоречия. То есть украинцам – забыть двухвековое угнетение малороссов Речью Посполитой, «пацификацию» 1930-х годов, операцию «Висла», Сахрынь и даже осуждённого поляками к веревке, но чудом спасшегося от виселицы Бандеры.
А полякам забыть Уманьскую резню, «польских орлят», десятки убитых оуновцами польских чиновников, Волынскую резню…
Зеленский вещал: «Мы с Анджеем стремились к настоящему пониманию между нашими народами, вместе разбирали это «хранилище» (противоречий). Мы планировали строить мемориал примирения на общей границе».
Понятно, что еврей Зеленский с легкостью простит полякам все обиды, нанесённые народу Украины, но вряд ли Дуда сделает перестановку в хранилище противоречий и отменит свои поправки к закону об Институте национальной памяти, который ввёл уголовную ответственность за пропаганду идеологии украинского национализма. Слишком долго в Польше и на Украине пестовали взаимную ненависть.
Поляки не забудут командира батальона Станислава Басая Рыся, который убивал украинцев в Сахрыне и Смолигове и был убит боевиками УПА*. А западенцы не забудут лидеров ОУН* Ярослава Старуха или Мирослава Онишкевича, убивавших поляков в Закерзонье и убитых поляками.
Даже общая сегодня «братская» ненависть поляков и украинцев к русским не очистит хранилище противоречий, которое рискнул разобрать кокаинист из «Квартала 95».