Что ни говори, последней скрепой хоть как-то блюдущей общность территорий Украины до недавнего времени оставалась УПЦ (МП). Все земли бывшей УССР и её правопреемницы «незалэжной» были соединены Украинской православной церковью, общим поминовением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла как великого Господина и Отца нашего. 27 мая на соборе УПЦ эта последняя скрепа лопнула.
Предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий во время первой послесоборной литургии 29 мая помянул Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не как великого Господина и Отца, но третьим в диптихе: «Святейшие Православные Патриархи: Антиохийского Иоанна, Иерусалимского Феофила, Московского и всея Руси Кирилла, Грузинского Илию, Сербского Порфирия, Румынского Даниила, Болгарского Неофита…»
Да, из диптиха исключены Варфоломей, один из родителей недавнего украинского раскола, и его подчинённые, предстоятели Элладской, Кипрской и Александийской кафедр, признавшие раскольников ПЦУ-СЦУ равными себе. При этом за литургией сам митрополит Онуфрий поминался именно как «великий господин и отец наш», вероятно, в соответствии с поправками, самочинно (без благословения патриарха) внесёнными в Устав УПЦ собором 27 мая. Поясним: по Уставу УПЦ собор является высшей властью в УПЦ, и одной из обязанностей собора является «сохранение канонического единства УПЦ, а так же канонического единства с Русской Православной Церковью…»
Скрепа лопнула: решения собора не приняли Симферопольская и Крымская, Феодосийская, Донецкая, Горловская и Славянская епархии. Со временем список может оказаться длиннее. При определённых условиях собор 27 мая, ранее необъявленный, может быть признан нелегитимным: делегаты на это собрание, названное собором, не избирались.
Участник собрания духовенства, епископата и мирян протоиерей Василий Кучер так рассказывает о превращении собрания в собор. Когда на заявленном собрании «к микрофону подходили все желающие, кто-то из митрополитов предложил, чтобы нашему собранию был присвоен статус Собора. Учитывая, необходимость изменений Устава УПЦ, Блаженнейший предложил объявить собрание Собором. Подавляющим большинством голосов такое решение было принято».
Вероятно, решение возникло не спонтанно.
Собор был призван решить проблему гонений и притеснений УПЦ, усилившихся с началом СВО (в терминах киевского режима – «военной агрессии РФ»). Рецепт решения проблемы: отречься от Москвы, решить проблему «при помощи автокефалии». При этом существовали и другие мнения: «автокефалия ничего не решит», отречение не поможет и вообще отречение – это уклонение в раскол.
Первое мнение гнездилось на надежде: увидят власти, что «УПЦ уже не МП», так и перестанут бить, гнать и грабит, не будет формального повода.
Второе мнение основывалось на здравом смысле и на знании истории. Здравый смысл говорит, что поставь хоть под каждый крест на куполе жовто-блакитный прапор – не сочтут своими, сочтут слабыми, кого нужно бить, гнать и грабить. А исторический опыт подсказывает: для Украины в смутные времена характерны расколы; чем дольше смута, тем больше раскольнических новообразований.
Возобладало мнение решить проблему «при помощи автокефалии». Из Устава УПЦ были вычищены все упоминания об РПЦ, коих было ровно 10.
Не помогло. Идеологи гонений затрещали о «псевдоизменениях в уставе УПЦ МП», сочли удаления из устава упоминаний Москвы и РПЦ «конъюнктурной подчисткой документа под нужды политического момента». Депутат от униатской «Свободы», автор законопроекта о запрете УПЦ, заскрежетала зубами: «Агенты ФСБ в рясах стремятся напустить туману. Не получится» и призвала ускорить запрещение УПЦ. Раздражён и Фанар. «Это маскировка. Если хоть как-то поминают патриарха Кирилла, то они не порвали с Москвой».
Надежда на то, что после собора прекратятся захваты приходов и храмов УПЦ, не оправдались. Хроника событий показывает:
– 29 мая сторонники ПЦУ ворвались в храм в с. Рожица Волынской области, настоятель попал в больницу с инфарктом;
– 30 мая предприняты попытки захвата в сёлах Царёвка и Попильне Житомирской области;
– 2 июня попытка захвата предпринималась в г. Фастове Киевской обл., несколько «священников» ПЦУ возглавили бандитскую акцию.
При всём этом возникает вопрос: как теперь УПЦ может быть связана с мировым православием, если из Устава вычеркнуто положение: «УПЦ соединена с Поместным Православием через РПЦ»?
Вариантов у УПЦ немного.
1. Получить благословение Москвы.
Однако отделяться от РПЦ, как уже точно известно, не собираются епархии на освобождённых территориях.
2. Упасть в ноги Варфоломея.
А) объединиться с ПЦУ-СЦУ, добившись «переосвящения» «иерархов» этой структуры, чтобы «решить вопрос каноничности иерархии ПЦУ»;
Б) получить некую легитимность остатков УПЦ в лоне Константинопольской патриархии «с центром управления в Киеве». Фанар уверяет, что «на практике всегда можно найти какую-то форму нормализации».
3. Стать ядром некоей «Украиканской церкви».
Один из идеологов собора 27 мая митрополит Нежинский Климент (Вечеря), глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, говорит для Би-би-си: «Хотя мы и не входим в диптих, мы имеем гораздо больше прав и возможностей, чем те церкви, которые в него входят». Значит ли это горделивое заявление, что часть руководства УПЦ рассматривает возможность своего существования вне мирового православия? Например, по подобию Англиканской церкви, которая считается особым течением в христианстве? Не исключено, что такая идея близка униатам и ПЦУ.
Неспроста принято на соборе и решение об открытии за границей приходов УПЦ. ПЦУ прав таких от Фанара не имеет. Филарет тоже прав не имеет, но приходы имеет. Кто теперь поручится, что у «заграничных активистов», которые тучами бродят с сине-жёлтыми флагами по Европе, не возникнет соблазна заняться рейдерскими захватами храмов РПЦ? Решение cобора к этому подталкивает.
4. Зависнуть в воздухе.
Митрополит Климент, комментируя собор, говорит: «Собор исходил из того понимания, что каждая епархия является поместной церковью, и каждый епископ – глава своей поместной церкви». Такая гибкость нестандартной формы относится и к вопросу поминания патриарха Кирилла. На тех иерархов и священников, кто считает открытое поминание возможным, запрет не налагается, разрешено жить по прежнему Уставу УПЦ.
Таким образом, всем чадам УПЦ дано благословение выжить. Это благословение существует наряду с неотменённым благословением некоторых иерархов придерживаться исповеднического пути.
Как в народе, так и в церкви существуют противоположные мнения относительно будущего УПЦ и Украины в целом. Архимандрит Кирилл (Говорун), идейный борец за торжество украинского раскола, полагает, что «многое будет зависеть от успехов ВСУ по освобождению украинских земель».
Русский Златоуст протоиерей Андрей Ткачёв (уроженец Львова) видит залог сохранения единства УПЦ в «победоносном и скорейшем завершении Россией Великой Отечественной специальной военной операции».
Фото: похороны боевиков ВСУ в Ужгороде, spzh.news