Последние дни после некоторого затишья стали особо плодовитыми по российским делам в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Сначала было объявлено решение по иностранным агентам (Ecodefence and Others v. Russia), затем по иностранным наёмникам, приговорённым к смертной казни в ДНР (Saadoune v. Russia and Ukraine).
По иноагентскому делу семь судей ЕСПЧ постановили, что Россия нарушила статью 11 Европейской конвенции по правам человека (свобода ассоциаций). Судьи заявили, что применение закона об иностранных агентах и даже введение самого термина не является «необходимым в демократическом обществе».
Сей вывод лишний раз доказал правильность решения России отказаться от услуг неугомонного суда, который с невероятной легкостью делает любые выводы. Пикантность решения ЕСПЧ также и в том, что термин «иноагент» – не российского происхождения. Теперь будет забавно применить решение ЕСПЧ, вынесенное для России, в отношении «цитадели демократии», где этот термин – один из любимейших.
Конечно, судьи зафиксировали в своем решении, что несовместимость с демократией относится только к российскому закону. Получилось это у них комично. Мол, статус иноагента привёл к увеличению числа проверок и повышенным штрафам. На этот раз страсбургскими комиками выступили судьи из Люксембурга, Албании, Эстонии, Германии, Бельгии и Швейцарии. Согласно Европейской конвенции по правам человека, российский судья должен принимать участие в любом деле в отношении Российской Федерации. Однако судья от РФ М. Лобов отказался участвовать в данном деле. Европейский суд решил заменить российского судью судьей из… Кипра.
Второе решение ЕСПЧ представляет еще больший интерес. Оно касается иностранных наёмников, приговорённых к смертной казни судом ДНР. В защиту «невинных жертв российской власти» выступила министр иностранных дел Британии. Оказывается, британцы не наёмники, а военнопленные, а потому их надо кормить и лечить, а не судить. И вот теперь в защиту одного из наёмников, марокканца Брахима Саадуна, выступил Европейский суд по правам человека. Согласно данному решению Россия обязана:
1. обеспечить неисполнение смертного приговора;
2. обеспечить Саадуну право на жизнь и право на запрет жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания;
3. обеспечить ему достойные условия содержания и оказание медицинской помощи.
История Б. Саадуна любопытна. В 2019 году он приехал на Украину учиться. Однако уже в 2021 он бросил учёбу в Киеве и поступил на военную службу в ВМФ в Мариуполе. В решении ЕСПЧ умалчивается о похождениях Саадуна как до, так и во время СВО. Из текста решения ЕСПЧ можно сделать вывод о том, что его осудили «просто так».
Тем не менее обвинения против него серьезные. Это статья 323 (насильственный захват власти), статья 430 (участие в вооруженном конфликте в качестве наемника), статья 232 (участие в террористической деятельности) Уголовного кодекса ДНР. 9 июня 2022 г. Саадун был приговорен по данным статьям к смертной казни.
Вопрос о наёмниках для Донецкой и Луганской народных республик имеет особую важность. Ведь речь идёт не о трёх, а десятках тысяч наемников на территории Украины, ДНР и ЛНР. По данным МО РФ, наибольшее число наемников – из Польши (более 1800), далее Канада (601), США (530), Румыния (504), Британия (422), Грузия (355), Франция (183). Кроме того: 200 наемников из Сирии, 156 из Косово, 50 из Боливии, 35 из Израиля и даже по одному японцу и узбеку.
На сегодня самые большие потери понесли грузинские, сирийские и нигерийские наемники (почти половина их состава). Всего из 7 тысяч установленных «псов войны» потери, по официальным данным, составили почти 2 тысячи человек. Так что решение Верховного суда ДНР по наемникам – важный правовой ответ и сигнал для всех легионеров ВСУ.
Кто же должен исполнять новые решения Европейского суда по правам человека? Напомним, что ещё 15 марта Россия вышла из Совета Европы и, как следствие, из Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Последовавшие за тем события стали напоминать политическую (и не только) шизофрению. На следующий день, как будто ничего не произошло, Совет Европы… исключил Россию из своего состава. Сей шаг показывает во всей красе, с кем мы имеем дело. И дело не только в идиотизме решения членов Совета Европы, но также и в том, что сделали они это в нарушение своего собственного Устава. Даже если бы Россия не вышла днем ранее из состава СЕ, исключать ее они не имели права!
11 июня Президент РФ подписал Федеральный закон о неисполнении решений Европейского суда по правам человека в Российской Федерации. Данный закон предусматривает, что все решения ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, исполнению в Российской Федерации не подлежат. Устанавливается, что решения судов РФ будут иметь верховенство над постановлениями ЕСПЧ. Из российского законодательства (прежде всего, Уголовно-процессуального кодекса РФ) исключены положения, по которым решения ЕСПЧ признавались в качестве оснований для отмены вступивших в законную силу решений российских судов, а также как основания для возобновления производства по уголовному делу как «новые» или «вновь открывшиеся обстоятельства».
Таким образом, оба резонансных решения ЕСПЧ стали пустышками для России. Первое решение Россия выполнять не будет в соответствии с новым федеральным законом. Второе – в соответствии с международным правом, ибо Россия не имеет правовых оснований для того, чтобы указывать суду ДНР, что делать с осужденными им лицами.
Интересно, что наемник Б. Саадун подал иск в ЕСПЧ сразу в отношении двух государств – Украины и России. Однако ЕСПЧ дал свои «ценные указания» только России. В своем решении ЕСПЧ величает Донецкую народную республику «так называемой». Однако Европейскому суду следует понимать, что, если он хочет, чтобы к его решению прислушались, он должен обратиться по правильному адресу и с должным уважением. Донецкая народная республика – не Украина и не Россия. И потому обращаться ему придётся именно к ДНР и без приставки «так называемая». А также без кавычек при упоминании судов ДНР, тем более – Верховного суда республики. Тогда ДНР, возможно, и ответит Страсбургу, и согласится приостановить исполнение приговора.
Если же ЕСПЧ не изменит свой тон, единственным ответом, который он получит, будет напоминание о том, что ДНР не является государством-участником ЕКПЧ и решениями так называемого Европейского суда по правам человека, не связана. Такой ответ будет юридически безупречен. Что же касается России, она Европейскому «суду» уже ответила.
Фото: vsednr.ru