Литва приняла решение с 18 июня прекратить транзит некоторых видов товаров из санкционного списка ЕС по железным дорогам. Транзит остановлен. Теперь политики и политологи заняты размышлениями о том, чем Москва может ответить на транспортную блокаду одного из субъектов Российской Федерации – Калининградской области. И если ранее разговор о войне с НАТО носил отвлеченный характер в рамках обсуждения маловероятной перспективы, то Литва своими действиями приблизила эту вероятность.
Если грузовой транзит не будет восстановлен, Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов, заявила Мария Захарова.
Временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь в эфире телеканала «Россия-24» сообщил: «Когда начались санкционные действия Европейского союза, они нашли самую благодатную почву здесь, в Литве. И Литва начала предлагать сама, что можно сделать такое, чтобы нанести нам максимальный ущерб».
Рябоконь отметил, что данная мера была разработана Евросоюзом еще полтора месяца назад, но она не была конкретизирована, а теперь Литва сподвиглась. Литовские политики тридцать лет говорят, что у них есть рычаг давления на Россию – транзит в Калининград. И в ночь с 17 на 18 июня этот рычаг был приведён в действие. Среди прочего запрещен ввоз удобрений, потребность в которых очень высока.
Прекращение литовского транзита. Инфографика: Яндкес Дзен
Комментируя ситуацию, в Государственной Думе отметили, что транспортная блокада может дать серьёзные основания для начала военных действий, но РФ не будет их использовать. Предложен другой путь решения проблемы – ускорить процедуру отмены решения Литвы выйти из состава СССР и прекратить её существование как субъекта международного права. Предполагается, что в таком случае режим защиты НАТО перестанет действовать на территории Литвы.
Перекрывая транзит в российский регион, Вильнюс не просчитал последствия. Как может ответить Россия, пояснил политолог Александр Носович, живущий в Калининграде:
– отзыв признания независимости Литвы. Идея признать нелегитимным выход прибалтийских республик из состава СССР носится в воздухе с 5 сентября 1991 года, когда этот незаконный выход произошел;
– выход из договоренностей с Евросоюзом по Литве. Россия признавала границы Литвы в обмен на гарантии транзита граждан России и грузов из Калининграда и в Калининград. Благодаря этому признанию Литва смогла вступить в ЕС и НАТО.
«Хочу напомнить, что неотъемлемой частью пакета совместных решений ЕС-РФ-Литвы 2002-2003 годов по гарантированному обеспечению транзита российских грузов и, конечно, граждан Российской Федерации в/из Калининградскую область было встречное обязательство Федерального Собрания Российской Федерации о ратификации Договора о государственной границе с Литовской Республикой. Я это прекрасно помню, поскольку тогда возглавлял Комитет Госдумы по международным делам и был спецпредставителем Президента России на этих переговорах», – пишет глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. – Если Брюссель и Вильнюс инициативно и вероломно рушат подписанный ими пакет договоренностей по Калининградскому транзиту, вступивших в силу с 1 июля 2003 года, то в Евросоюзе должны понимать последствия своего суицидного решения для легитимности своей же собственной восточной границы».
Меры следующие:
– требование России вернуть Клайпеду. Современные границы Литвы устанавливал Советский Союз, и они не имеют никакого отношения к Литовской Республике, которая объявляет себя правопреемницей досоветской Литвы и отвергает Литовскую ССР как «советскую оккупацию». Фактически единственной официальной правопреемницей СССР является Российская Федерация. А значит, Москва вправе пересматривать принадлежность территорий, присоединенных к Литве в советский период, в частности принадлежность Клайпедского края;
– отключение Литвы от энергетической системы БРЭЛЛ (энергетическое кольцо, объединяющее Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву). Это стало бы самым болезненным экономическим ответом Москвы на враждебный шаг Вильнюса. Пока Литва усиленно делает вид, будто ей не нужно подключение к БРЭЛЛ, но неизвестно, как она себя почувствует после реального отключения и подорожания всего, от товаров до топлива;
– создание Сувалкского коридора. Это сухопутный проход между Литвой и Польшей, который мог бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью России.
«Что касается газа, то у нас стоит терминал СПГ “Маршал Василевский”, который уже тестировали на случай перекрытия Литвой газопроводного газа, – говорит Носович. – Относительно транзита я разговаривал с высокими чинами нашей области и представителями центра, и они заверяют, что российского гражданского флота в Балтийском море вполне достаточно, чтобы поставить все товарные объёмы, которые нам может перекрыть Литва по железной дороге. Вопрос в том, насколько быстро мы это всё сделаем. Но я уверен, что перебоев с поставками, пустых полок в магазинах у нас не будет».
По мнению губернатора области Антона Алиханова, паромы Калининградской области справятся с новыми грузами. Перевозка нефтепродуктов в Калининградскую область через Литву продолжается до 10 августа: «По нашим предварительным оценкам – мы не завершили пока анализ, – это от 40% до 50% грузов, которые перевозились между Калининградской областью и другими районами Российской Федерации. Это грузы, в том числе строительные материалы, цемент, металлы. Целый ряд других материалов, важных для строительства и производства. Готовая продукция, которая вывозилась с нашей территории. Это потребует от нас сейчас срочной постановки на линию Усть-Луга-Балтийск новых судов», – пояснил глава региона.
Депутат Государственной Думы Константин Затулин предположил, что всеми этими трудностями – нарушением договоренностей, пренебрежением дипломатическими нормами, бомбардировками мирных кварталов Донецка и нефтяных платформ – Россию испытывают и, возможно, провоцируют на открытие второго фронта в Прибалтике, то есть втягивают в войну с НАТО.