Сейчас не так, как писала Барбара Такман в «Августовских пушках». Сейчас желание войны очевидно, оно исходит от Лондона и Вашингтона. Брюссель вынужденно изображает согласие и демонстрирует боевой задор. Очередную войну англосаксы рассчитывают вести, балансируя на грани тотальной ядерной, но не доводя до неё: всё ждут подтверждения от России, что ни при каких условиях ядерное оружие использовано не будет.
Прямое боестолкновение армий России и стран НАТО практически гарантирует перерастание конфликта в ядерный. Поэтому так ценно для них существование Украины в любом виде – хотя бы урезанном до нескольких областей, но с таким же режимом.
Подконтрольная Западу Украина позволяет Североатлантическому альянсу быть немножко беременным – предоставлять Киеву почти все виды вооружений, развединформацию, финансовую и информационную поддержку, спецов и наемников, делая вид, что Запад в конфликте не участвует.
Даже «немножко Украины» размером с Галичину из трёх областей позволят изображать сопротивление гордых укров «российской агрессии». И продолжать накачивание ВСУ оружием, проводить подготовку и обучение отловленных на убой граждан Украины, обеспечивать заказами ВПК своих стран, держать в состоянии антироссийской мобилизации нестройные ряды коллективного Запада.
С физическим (географическим) «окончанием» нацистской Украины, с установлением над ней (или над частью) контроля со стороны ВС РФ и при смене режима на оставшейся подконтрольной Киеву территории на пророссийский Запад предстанет перед дилеммой: успокоиться и ограничиться политическим/санкционным давлением или вывести конфликт на новый уровень с участием армий стран НАТО и прямой схваткой с Вооруженными силами РФ.
Поэтому сейчас так важно для Запада, чтобы Украина продолжала сопротивление и стравливала своё население, как фитиль в лампе. И чтобы население не понимало, что происходит на самом деле. Население должно быть убеждено, что киевский режим вечен, что его поддерживает весь мир, а местное гестапо будет карать всех, кто недостаточно лояльно относится к властям.
Население в условиях жесткого ограничения источников объективной информации должно быть уверено, что не всё потеряно, что ВСУ побеждают, наступают. Население должно быть в неведении, вплоть до момента появления на окраине своего города флагов Победы, России, ЛНР-ДНР, подразделений «Ахмат-сила»…
Ещё одна важная цель Лондона и Вашингтона в затягивании конфликта – неуклонная деградация экономики ЕС. Евросоюз в этом процессе может пройти точку невозврата из-за разрыва отношений с Россией. Закрываются предприятия, общество на грани серьезного социального конфликта. Если политика не изменится, «клиент созреет» уже к следующей весне.
Недовольство европейцами разрухой можно будет канализировать. И для выхода из кризиса перевести экономику на военные рельсы – по примеру Третьего рейха. Объяснить всё населению Европы будет несложно: есть внешний враг – Россия. Она виновна в голоде, в низкой температуре в жилищах, в высоких ценах на всё, в потере рабочих мест... Идеологически Европа уже одной ногой в нацизме – враждебность ко всему русскому зашкаливает. «Русский» – это уже хуже, чем еврей для немецких фашистов 30-40-х годов ХХ века, хуже негров для американского Ку-Клукс-Клана.
Милитаризация экономики может дать эффект роста, повысить занятость, загрузить заказами предприятия. Увеличиваются военные бюджеты, акции концернов ВПК растут, они требуют гарантий от правительств своих стран, что контракты будут долгосрочными. Всё это потребует выхода – вечно работать на «оборонку» невозможно, результаты работы нужно куда-то направлять. Возврат Drang nach Osten?
И США сделают всё возможное, чтобы конфликт остался континентальным, даже с применением тактических ядерных зарядов. Гори в огне, Европа! Конкуренты убраны, долги сожжены. Можно снова заняться паразитическим «восстановлением» Европы с новым планом Маршалла.
Конечно, этот сценарий необязателен. На ситуацию могут повлиять многие факторы. Например, обвал экономики США и внутриамериканские конфликты – социальные, межэтнические и межрасовые, рост сепаратизма. Ведь война на истощение идет не только в формате «Европа vs Россия». Как заявил Джо Байден, он ожидает «игры на выживание» между Россией и Европой из-за Украины. Однако и Соединённым Штатам потребуется выжить в этом экономическом противостоянии. А у них «не всё так однозначно». Накануне Великой депрессии прошлого века показатели американской экономики были оптимистичнее.
Однако информация о реальном положении вещей просачивается в Европу. Потребность в такой информации будет расти пропорционально ухудшению экономического положения и усилению желания отцепиться от необходимости поддерживать Украину самоубийственными антироссийскими санкциями.
Не стоит исключать и перемены на территории Украины. Число убитых, раненых, покалеченных и особенно пленных с их звонками родным и близким – всё это может создать критическую массу непонимания: за что приходится умирать?
В этом многовариантном будущем у России очевидное преимущество в потенциале. Который используется процентов на 30%. Изолировать Россию не удалось. Переориентация РФ на новые рынки идет своим чередом, хотя финансовые власти в лице ЦБ и Минфина делают невозможным экономический прорыв и обеспечение научно-технологического суверенитета, невзирая на эффективную работу правительства в целом. (ЦБ держит учетную ставку на запретительном для инвестиций уровне, ставит курс рубля по-прежнему в зависимость от валютной выручки, играет в «рыночное» формирование курса национальной валюты, а Минфин предлагает сокращение расходов по госпрограммам на 1,6 трлн.).
Однако внутренние проблемы решаемы. Наверное, после того как гром грянет и мужик перекрестится. Наши исходные позиции, невзирая ни на что, вызывают оптимизм: в координации и сотрудничестве с партнерами по БРИКС, ШОС, ЕАЭС мы имеем избыточные природные ресурсы, ёмкий рынок, широчайшие технологические возможности и способность всё это защитить с помощью самого передового в мире оружия.
Не мы должны бояться ядерного конфликта, а они.
Фото: REUTERS/Gleb Garanich