13-16 июля в пригороде Йоханнесбурга г. Боксбурге прошёл 15-й конгресс Коммунистической партии Южной Африки (КПЮА). В прошлом году компартия страны отметила своё 100-летие. В Южной Африке она является участником трёхсторонней правящей коалиции, куда входят также Африканский национальный конгресс (АНК) и Федерация профсоюзов (КОСАТУ). Связь между тремя крупнейшими политическими силами страны давняя и прочная.
Практически все президенты АНК (от Н. Манделы до Дж. Зумы) были членами компартии. Правда, потом между АНК и КПЮА произошло охлаждение. Вернувшись из своей первой поездки на Запад ставший президентом Н. Мандела заявил, что от идеи строительства социализма придётся отказаться, так как это может стоить стране полного разрушения экономики. Запад после этого полюбил Манделу, а главные лидеры АНК отказались от членства в КПЮА (точнее – не подтвердили его).
Впрочем, южноафриканский вариант был более мягким, чем, скажем, изгнание из правительств европейских стран представителей коммунистических партий во второй половине 1940-х годов. Однако альянс АНК, КПЮА и профсоюзов сохранился, и роль компартии осталась существенной. От позиции КПЮА зависело решение многих социально-экономических вопросов, хотя в последние годы компартия стала отодвигаться от принятия решений. Об этом догадывались, но на только что прошедшем конгрессе об этом было сказано прямо.
Каковы главные итоги конгресса? Во-первых, произошла смена руководства партией. Во-вторых, были приняты решения по важнейшим вопросам политической и социально-экономической жизни страны. В-третьих, были приняты решения по внешнеполитическим вопросам, в том числе касательно России.
С 1998 года лидером партии являлся Н. Нзиманде, больше известный как товарищ Блейд. Он занимал этот пост 24 года. На прошедшем конгрессе Б. Нзиманде покинул свой пост. Новым генеральным секретарём КПЮА стал 55-летний Солли Мапаила. Бывший член боевого крыла АНК «Умконто ве сизве», он длительное время занимал пост первого заместителя генсека. На новую должность Солли был избран безальтернативно, что говорит о его единодушной поддержке в партийных организациях всех провинций страны.
Автор статьи с новоизбранным генсеком компартии Южной Африки Солли Мапаилой
Главными вопросами конгресса стали социально-экономические. Экономика Южной Африки всегда отличалась высокой степенью концентрации капитала. А с середины 1990-х гг. начался процесс формирования национального финансового капитала, крепко завязанного на глобальный капитал. Если в 1994 году финансовый сектор давал всего 6,5% ВВП, то сейчас он занимает уже четверть ВВП страны. Компартия Южной Африки видит в этом одну из основных опасностей дальнейшего развития и резко выступает против формирования «чёрного» капитализма. В середине 1990-х в Южной Африке началась реализация программы ВЕЕ (Black Economic Empowerment), суть которой заключается в «африканизации» южноафриканского капитализма, традиционно белого. Однако такая политика не решает главных проблем страны – бедности, безработицы, социальной несправедливости. Важнейшей задачей компартия Южной Африки считает создание широкого Левого фронта, который стал бы движущей силой нового – радикального – этапа национально-демократической революции, основными задачами которой являются вопросы строительства социалистического общества.
Главным вопросом современных международных отношений в политическом докладе ЦК КПЮА назван «НАТО-украино / российский кризис». В докладе говорится, что вооружённый конфликт на территории Украины является «прокси-войной», корни которой уходят в 1997 год, когда США и их западные союзники начали продавливать rules based order. В то же время, претендуя на анализ международной ситуации с точки зрения теории империализма, доклад содержит следующий пассаж: «Нынешний геополитический конфликт происходит не между капитализмом и социализмом, но между западным империализмом и российским национализмом» (Political Report. 15th National Congress. South African Communist party // Документ 15 съезда Коммунистической партии Южной Африки (13-16 июля 2022). С. 50). В докладе говорится, что сопротивление империалистической внешней политике Запада – в интересах российского рабочего класса, но «вовлечение в политику авторитарного национализма» объективно не в его интересах. То есть политический отчёт ЦК ЮАКП носит двойственный характер: рядом с пониманием сущности западного империализма – далеко не полное понимание сущности позиции России.
Стоит отметить выступление по «российскому вопросу» президента страны Сирила Рамапосы. На съезде компартии С. Рамапоса выступал в качестве главы Африканского национального конгресса с приветствием съезду от старшего партнёра по правящей коалиции. Однако выступление президента, которое длилось более часа, вышло далеко за эти рамки. Оно было интересным по целому ряду причин, но главное заключалось в его «российской» части.
Президент АНК и страны С. Рамапоса (справа) на Конгрессе компартии Южной Африки
Сразу оговоримся: в официальном тексте выступления президента ни о России, ни о НАТО не было ни слова. Можно было бы предположить, что президент не планировал говорить о России. Однако получилось так, что С. Рамапоса прибыл в зал во время выступления представителя Компартии Российской Федерации и был вынужден выслушать его практически полностью. При этом С. Рамапоса видел, как зал реагировал на слова российского представителя.
Автору настоящей статьи довелось находиться в зале конгресса и зафиксировать эти слова главы южноафриканского государства. Во-первых, президент ЮАР подтвердил, что на территории Украины идёт конфликт между НАТО и Россией. Во-вторых, он сообщил, что отказ Южной Африки осудить Россию вызвал «угрозы и шантаж». И, в-третьих, заявил, что, несмотря на эти угрозы, позиция Южной Африки в отношении России не изменится. Свидетельствую: зал аплодировал особо громко именно этому заявлению по «русскому вопросу», что важно подчеркнуть, учитывая развязанную в СМИ Южной Африки антироссийскую кампанию. 27 июля российский МИД опубликовал сообщение о ряде «фейковых» публикаций в южноафриканской печати.
Проблема антироссийской истерии, развязанной в южноафриканских СМИ, связана с тем, что вся пресса страны – оппозиционная. В Южной Африке нет ни одной правительственной газеты. Видимое многообразие прессы – ложная картинка. Все газеты принадлежат компрадорскому белому монополистическому капиталу, который в свою очередь контролируется глобальным финансовым капиталом (тем самым, который совершил захват страны, о чём подробно говорится в политическом отчёте ЦК Компартии Южной Африки).
Тем не менее позиция большинства населения страны – пророссийская. Даже смущённые сумасшедшей пропагандой и взвинчиванием цен (на товары, которые никогда с Украины не поставлялись) южноафриканцы всё равно выражают поддержку «Матери-России» (интересно слышать такое выражение в Африке, не правда ли?).
Сейчас в Йоханнесбурге начинается ещё одно важнейшее политическое событие года – Политическая конференция АНК. Нет сомнений, что главным вопросом при разработке внешней политики партии (а значит и правительства) станет «русский вопрос». Об итогах этой конференции – в следующем репортаже.
Йоханнесбург – Претория – Боксбург,
Республика Южная Африка