Латвийский синдром

Латвийский синдром

Власти республики уничтожают то, чем следует гордиться

На днях власти столицы Латвии демонтировали мемориальную доску в память о русском и советском писателе Валентине Пикуле, установленную на доме, где он жил, на улице Тербатас. Это сделано по распоряжению вице-мэра Риги Эдварда Ратниекса, который, впрочем, уже стал бывшим. Этот господин заявил, что рано или поздно из городской среды города исчезнут все реликвии, связанные с Советским Союзом и Россией.

Ратниекс получил печальную известность, как неутомимый борец с русским языком, неистовый разрушитель исторической памяти. Он добился сноса памятника Петру Великому, гению русской литературы Александру Пушкину, известному полководцу Барклаю де Толли, выдающемуся ученому Мстиславу Келдышу и даже Анны Керн! Нет больше в Риге улиц Московская, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Ломоносова и Тургенева.  

Но ретивый чиновник не успокоился, он истошно вопил, что необходимо убрать и другие следы «оккупации» – монумент знаменитому танцовщику Марису Лиепе, памятник русским воинам, участвовавшим в битве 1701 года на Луцавсале, мемориал в честь создания Московского сада в Латгальском парке. Так что геростратам XXI века предстоит еще много черной работы. Уму непостижимо – они уничтожают то, чем следует гордиться! 

Сохранятся ли в Художественном музее Риги полотна Федора Рокотова, Карла Брюллова, Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Исаака Левитана, Николая Рериха?

Уцелеет ли памятник блистательному шахматисту, экс-чемпиону мира по шахматам Михаилу Талю? В Риге он родился, жил, творил. И – вот она, крамола – Михаил Нехемьевич защищал честь проклятого нынче Советского Союза в международных турнирах. И еще редактировал журнал «Шахматы», который в былые времена выходил на русском языке. Сегодня это повод для обвинений в имперском мышлении, прославлении тоталитарного режима!

Что будет с мемориальной доской на улице Авоту в честь артиста Аркадия Райкина, славного представителя Советского Союза. Тревожно и за барельеф талантливого поэта, барда и актера Владимира Высоцкого на улице Ломоносова. Да и это имя наверняка мозолит глаза местным националистам...   

Вернусь к Пикулю, почти 30 лет прожившему в Риге, городе, который он горячо любил и прекрасно знал. Здесь Русский Дюма, как его прозвали, создал большую часть своих захватывающих исторических романов и увлекательных эссе. На Лесном кладбище в Риге он обрел вечный покой. 

По словам того же Ратниекса, писатель якобы «сыграл заметную роль в прославлении Советской армии и адаптации истории к тому, каким ее хочет видеть Кремль». Но это не иначе как ложью и фальсификацией не назовешь. Пикуль принимался за работу лишь после тщательного изучения документов, воспоминаний современников и прочих свидетельств. Стремление к исторической правде было для него непременным условием творчества. 

Ратниекса и ему подобных приводит в неистовство то, что Пикуль рисовал образы российских исторических личностей с пиететом, подчеркивая их патриотизм, презрение к завоевателям и верность Отечеству. Поэтому власти Риги намереваются убрать еще одну мемориальную доску литератору  со здания «Дома писателей» на улице Весетес.

…За последние 35 с лишним лет в Латвии – по решению властей, самовольно, в националистическом угаре псевдопатриотов – было снесено 265 (!) советских и русских памятников. Подобной вакханалии не знает мировая история. Но она не утихает, а продолжается с прежней сатанинской силой. Характерно, что уничтожаются не только следы присутствия русских и россиян, но и латышей, у которых были «неправильные» взгляды.

Ненависть к России долгие годы скрывалась, до конца ХХ века ее искры рассыпались лишь изредка. Огонь взметнулся после развала Советского Союза, после наступления «свободы». И это пламя сегодня раздувают западные покровители Латвии – недоброжелатели и враги нашего Отечества.   

К происходящему в Латвии невозможно привыкнуть. В Прибалтике всегда был слышен русский говор, в здешнюю жизнь привычно вплетались русские обычаи и привычки. Здесь издавна жили военные, инженеры, писатели, поэты, музыканты с русскими именами и фамилиями, прославившие здешний край своими достижениями и свершениями. Никто и представить не мог, что наступит страшное время, когда будут с безумной яростью стирать их славные следы, рушить памятники и осквернять могилы. 

Это, к великому несчастью, произошло, когда к власти в Прибалтики пришли варвары. Они бывают не только расхристанные, взлохмаченные, с выпученными глазами, как их изображали в учебниках истории и литературы. Нынешние варвары на вид – благообразные, улыбчивые, складно изъясняющиеся. Но творят они привычные для их дикого племени дела – отвратительные, неблаговидные, обрушающие исторические и культурные традиции.

Вот такая ужасающая метаморфоза. Впрочем, она больше похожа на тяжкую болезнь, поражающую и другие страны. Она, в частности, захватила   Украину и другие страны Прибалтики – Литву и Эстонию. Но речь в данном случае об оскверненной, потерявшей свое лицо Латвии.

Разорвана связь времен, над страной навис исторический мрак. Русские и те, кто связан с Россией стали в Латвии лишними и неугодными. Не слышно русских песен и русской музыки. Нет, она порой звучит, но за зашторенными окнами и плотно закрытыми дверями – не дай Бог, услышат и донесут в полицию бдительные соседи. 

 Русскому языку объявлена война. На улицах, в транспорте, других общественных местах он слышится все реже. А в тех, кто осмеливается говорить по-русски, утыкаются настороженные, злобные взгляды. 

Ушли в прошлое гастроли российских исполнителей, в кинотеатрах давно не демонстрируются российские фильмы. Из библиотек выбрасываются книги «неугодного» содержания. 

Во многих театрах сняты с репертуара пьесы советских и российских драматургов. Совершались и не раз попытки закрыть Рижский русский театр, имеющий почти полуторавековую биографию. Но он держится, созывает зрителей под свои своды, где льются потоки русских слов. Стали актуальными слова Анны Ахматовой: «Не страшно под пулями мертвыми лечь, / Не горько остаться без крова, / И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово…»

Рижский русский театр – как последний бастион, который не сдается под натиском завоевателей, тех устроил культурный геноцид. И зрители, выходящие на улицу после спектаклей, вспоминают не только об увиденном, но и делятся своими ностальгическими воспоминаниями…

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться