В Брюсселе обычно раскрывают мифологему «Евросоюз» как объединение 27 равноправных европейских государств, знаменующее светлое будущее единой Европы. ЕС сочетает в себе функции международной организации и государства, не являясь ни тем ни другим. А обывателя привлекает в Евросоюзе обещание того, что законы, действующие во всех странах ЕС, гарантируют свободное перемещение людей, товаров, капитала, услуг, а также отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны плюс самоощущение «избранного европейца», у которого толще карман и к завтраку клубника со сливками. Этот флер Евросоюза манит всё новых претендентов в члены, оставляя в глубокой тени проблемы, которые год за годом превращаются в глубокие трещины.
На прошлой неделе в Европарламенте сдули эту розовую дымку евросчастья, опубликовав исследование, подготовленное Департаментом политики в области экономической, научной политики и политики в области качества жизни. Ключевым выводом исследования стало то, что трансграничная деловая активность на еврорынке даже через 20 лет после его рождения сталкивается с исключительно сложным налогообложением и влечёт очень высокие административные и налоговые издержки. Оказывается, Евросоюзу ещё только предстоит разработать «юридически безопасные руководящие принципы и требования» для компаний, иначе «некоторые из основных налоговых проблем на внутреннем рынке не будут решены без дальнейшей гармонизации».
Итак, после двух десятилетий существования ЕС Брюссель не может справиться с различиями налоговых ставок, а налоговые сложности тормозят внутрисоюзные капиталовложения всех 27 государств-членов Европейского союза. Препятствия для трансграничной предпринимательской деятельности на едином европейском рынке означают, что Брюссель не в состоянии эффективно управлять экономикой ЕС.
Последствия этого хорошо заметны на европейском рынке энергоресурсов. Как сообщает специализированное британское издание OilPrice, «новые трещины в едином фронте борьбы с энергетическим кризисом в Европе возникли, когда Испания, Португалия и Греция отвергли план ЕС по сокращению потребления природного газа на 15 процентов в период с августа текущего года до весны следующего года». И дело не только в том, что для Испании и Португалии обязательные сокращения несправедливы (эти страны потребляют гораздо меньше российского газа, чем другие члены ЕС). Афины, Мадрид и Лиссабон не хотят оплачивать благополучием своих граждан притязания Брюсселя по «усмирению» Москвы.
Затея с отказом от российских энергоносителей и удобрений многое расставила по местам. Последняя операция Европола Silver Axe VII обнаружила в морских и воздушных портах и на железных дорогах потоки импорта и экспорта незаконных и поддельных пестицидов. Изъяты 1 150 тонн удобрений, взята штурмом целая фабрика, на которой подделывали пестициды. В Евросоюз в обход таможни везут контейнерами незаконные гербициды, инсектициды и фунгициды, содержащие запрещенные в Европе вещества. Многократно растет подделка этих продуктов. Европол констатирует, что нарушители ввозят незаконно произведенные средства защиты растений в одно государство, фальсифицируя документы о том, что они уже одобрены в другом государстве и устраняя тем самым необходимость в дальнейших разрешениях.
А несанкционированные средства защиты растений обходятся европейцам дорого. Использование поддельных и незаконных пестицидов приводит к уничтожению пчел, разорению фермеров, заболеваниям животных и людей. Только в ходе операции Silver Axe было изъято почти 5 000 тонн такой отравы, сложно предположить, сколько её вообще потребляют европейские фермеры.
Еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Оливер Вархели (Olivér Várhelyi) не стал комментировать тревожные данные, зато горячо и долго убеждал, как важно сейчас ускорить пополнение Евросоюза новыми членами и обновить методы работы со странами-кандидатами. Он заявил, что «война России против Украины оздоровила дебаты вокруг расширения ЕС и показала необходимость ускорить процедуры приёма [новых членов]». В июне статус кандидатов в члены Евросоюза получили Украина с Молдовой «в качестве знака солидарности в ответ на российскую агрессию». В июле были возобновлены затянувшиеся переговоры с Северной Македонией и Албанией. «Куда бы мы ни посмотрели, не только на Западных Балканах, в Восточном партнерстве, но и, например, в Ливии – они [русские] повсюду, – бьёт тревогу еврокомиссар. – Только Европа может принести долгосрочный мир, стабильность и безопасность». И Европа продолжает подбрасывать поленья в костёр войны на Украине…
Теперь еврокомиссары, говорит Вархели, намерены «действовать быстро... скорость [приёма новых членов] будет намного, намного отличаться от прежней». А всего пару-тройку лет назад действовал принцип «нерасширения Европейского союза», ставший ответом на обострившиеся противоречия внутри ЕС. Поможет ли Брюсселю наметившееся «в ответ на российскую агрессию» форсированное расширение наднациональных структур с превращением ЕС-27 в ЕС-31?
Фото: REUTERS/Dado Ruvic