На днях ведущий американский аналитический центр RAND Corporation опубликовал доклад Pathways to Russian Escalation Against NATO from the Ukraine War.
Рассуждая об «эскалации» со стороны России, аналитики главного мозгового центра Пентагона опасаются возможного, как они пишут, применения Москвой ядерного оружия. В открытом докладе RAND Corporation рассматривает ситуации, при которых возможна прямая война НАТО и России.
«Самый большой риск того, что Россия примет решение перейти непосредственно к удару по союзникам, будет связан с тем, что Москва осознает неизбежность крупномасштабных прямых атак НАТО на российские вооруженные силы (выделено нами. – В.П.)… К решению первой ударить по ключевым силам союзников Москву могут привести как участие натовских сил в операциях на Украине, так и сосредоточение у границ РФ войск альянса в наступательных конфигурациях», – говорится в докладе.
Далее аналитики RAND спекулируют по поводу того, что может подтолкнуть Кремль к атаке на НАТО:
1. Политические и медийные призывы на Западе к войне против РФ. В России это могут расценить как подготовку общественного мнения к будущей атаке. Если же к медийной кампании добавится повышенная готовность или передовое развертывание ударных средств дальнего действия, то возможны превентивные удары Вооружённых сил России;
2. Подтягивание на восточный фланг НАТО ударных дальнобойных систем, способных обезглавить российское военно-политическое руководство;
3. Резкий рост количества наёмников («добровольцев») из стран НАТО на территории Украины или резкое увеличение поставок новых типов вооружений.
Чтобы скрыть подготовку силами США/НАТО военного столкновения с Россией, RAND рекомендует:
1. Продолжать говорить о том, что воевать с РФ США и НАТО не собираются;
2. Укреплять военные возможности НАТО на востоке, но осторожно подходить к размещению дальнобойных ударных систем;
3. Разворачивать новые силы на Востоке постепенно, не создавая впечатление подготовки к наступательным действиям;
4. Не делать заявлений о необходимости смены власти в России.
Далее в докладе уклончиво говорится о том, что, «хотя риски эскалации, связанные с этой войной, реальны и значительны, война России и НАТО далеко не неизбежный исход нынешнего конфликта».
В таком же духе выдержана майская статья главы американского Совета по международным отношениям Ричарда Хааса, где он пишет: для США желательно, чтобы «конфликт на Украине продолжался не месяцы, а годы», будучи «фоном отношений США и Запада с Россией». Своих целей Запад должен добиваться путем ослабления Москвы. Хаас советует также главе Пентагона Ллойду Остину избегать слишком жесткой риторики в адрес Москвы.
Профессор Чикагского университета Кристофер Блаттман в статье America’s Path to War with Russia (Путь Америки к войне с Россией) пишет, что, хотя риск конфликта между Соединёнными Штатами и Россией чрезвычайно низок, он не равен нулю: существуют десятки сценариев открытого конфликта между ними. К тому же стратегия США на ослабление России «может втянуть Россию и Украину в бесконечную войну… которая способна перерасти в войну между НАТО и Россией».
Аналитики Джорджтаунского университета отмечают, что риск обмена ядерными ударами между Россией и НАТО на фоне СВО существует, но он относительно низок. Тем не менее конфликт на Украине – это «первая война, в которой ядерное оружие фигурирует с такой заметностью, а красные линии настолько расплывчаты».
«Однако есть еще одна опасность… риск ядерной войны может резко возрасти после окончания войны в зависимости от политики Запада в отношении России. При некоторых вариантах политики, направленной на “смену режима”, риск эскалации может возрасти до неприемлемого уровня. Когда президент России Владимир Путин предупредил Запад, что “кто бы ни пытался вмешиваться в то, что мы делаем, и, что еще хуже, создает угрозы для нашей страны… должен знать, что ответ России будет мгновенным и будет иметь последствия, с которыми вы не сталкивались в вашей истории”, мало кто сомневался в том, что впервые после берлинского кризиса 1961 года Европа встала перед перспективой ядерного конфликта между Россией и НАТО. Через три дня это сообщение было подкреплено объявлением о повышении уровня боевой готовности российских стратегических сил».
Спровоцировать военный ответ России и прямой конфликт с НАТО могут также попытки Запада изолировать Калининградский эксклав, говорится в публикации Джорджтаунского университета.
В свете этих выкладок наиболее вероятной стратегией США / НАТО представляется оказание в течение длительного времени («не месяцы, а годы») дозированной военной помощи Украине, ослабление России путём её принуждения к перенапряжению и выход США на переговоры с позиции силы.
Опрокинуть эту стратегию могут разные варианты развития событий, в том числе:
– обострение кризиса между США и Китаем из-за Тайваня, не исключая прямое военное столкновение;
– нарастание широкого недовольства в странах Европы под влиянием растущего дефицита продовольствия, топлива, воды; общеевропейский политический кризис;
– перерастание внутриполитических противоречий в США в массовые волнения (гражданскую войну); возможный распад Соединённых Штатов как единого государства.
Во всех этих случаях судьба территории «Украина» отойдёт на второй план.
Фото: REUTERS