В конце июля, через несколько дней после того, как Германия предложила централизовать Евросоюз, президент Центрального банка Польши Адам Глапиньский рассказал о «немецком плане свержения польского правительства».
По словам Глапиньского, главную роль в этом плане должен сыграть бывший президент и нынешний лидер польской системной оппозиции Дональд Туск. Цель – «включение Польши в германскую европейскую империю», то есть еврозону. Глава польского ЦБ подчеркнул, что переход на евро будет опасным для страны и резко ограничит возможности роста польской экономики. Глапиньский заявил также, что, пока он находится на своём посту, он не позволит Польше подать заявку на отказ от национальной валюты – злотого.
Эти достаточно сенсационные заявления тут же вызвали резкую отповедь. Прежде всего со стороны бывших коллег, которые, по всей видимости, не прочь поучаствовать в реализации того, что пан главный банкир именует «немецким планом свержения польского правительства». Например, бывший президент Центрального банка Польши Ханна Гронкевич-Вальц заявила, что Польше просто необходимо войти в еврозону, потому что все страны на этом заработали. Глапиньский же, по её мнению, невежда: не Германия, а Франция хотела еврозоны, а немцам пришлось потратить кучу денег на то, чтобы гражданам «понравился евро».
Поскольку в последнее время в Польше инфляция и стоимость энергии растут рекордными темпами, схожие мысли о дальнейшем падении национальной валюты высказывают не только банкиры, но и некоторые политики. Их всех, по логике президента Центрального банка Польши, наверное, тоже следует отнести к сторонникам немецких антиправительственных планов.
Например, мэр Познани Яцек Яськовяк уже предрек полякам нелёгкие времена и призвал «затянуть пояса». По его мнению, 2022 год станет последним более или менее стабильным годом. Основную вину за экономические проблемы Яськовяк возлагает на правительство и его чрезмерно щедрую социальную политику, из-за которой сильно сократились городские бюджеты.
Мэр Познани не исключает также удара по экономике со стороны новой волны беженцев, численность которых может достичь 10-15 миллионов. Это обстоятельство все больше беспокоит польских политиков и экономистов, тем более что в начале августа в некоторых землях Германии ввели мораторий на приём украинцев (ввиду «нехватки средств на их содержание»). В итоге масса беженцев с Украины может оказаться «запертой» в Польше.
Благодаря шенгенской визе украинцы пока еще могут передвигаться по Германии, но социальную помощь могут получить уже не везде. Всё больше муниципалитетов ФРГ заявляют, что беженцам у них регистрироваться нельзя. В первую очередь это относится к большим федеральным землям, таким как Бавария или Саксония, куда в первые месяцы после начала СВО прибыло особенно много украинцев. Тут немцы решили позаботиться о себе: в муниципалитетах, объявивших о приостановке приёма новоприбывших, говорят, что важно защитить общественную инфраструктуру – школы, детские сады, медицинские учреждения, органы власти – от «перегрузки», которая неизбежна, если не остановить волну, идущую с Украины. Например, в Саксонию, где уже заявили о нехватке денег для выплаты социальных пособий, теперь пускают только тех, у кого там живут близкие родственники (тёти и дяди таковыми не считаются).
При желании во всем этом тоже можно найти антипольскую подоплеку и немецкие происки. Дескать, немцы выдавливают со своей территории и вешают миллионы украинских дармоедов на шею польской экономике, вынуждая её к тому, что главный польский банкир называет «включением Польши в германскую европейскую империю», то есть еврозону. Только тогда получится, что самым главным сторонником «немецкого плана свержения польского правительства» является… это самое правительство! Ведь, с точки зрения критиков, оно проводит толкающую Польшу в еврозону «чрезмерно щедрую социальную политику» по отношению не только к украинцам, но и к самим полякам.
Дело в том, что ранее глава правящей партии Ярослав Качиньский выдвинул план поддержки сограждан из пяти пунктов («пятёрка Качиньского»). План подразумевает снижение подоходного налога, выплату в размере 500+ злотых на рождение первого ребенка, освобождение работников в возрасте до 26 лет от уплаты налогов, тринадцатые выплаты к пенсии, восстановление транспортной инфраструктуры. Такой праздник «щедрости», к которому подоспели и выталкиваемые из Германии украинцы, сильно ударил по польской казне.
В первую очередь от нехватки финансирования пострадает сфера образования, что скажется на конкурентоспособности. Кроме того, из-за поддержки киевского режима и собственных амбиций на востоке польское правительство существенно увеличило военные расходы, из-за чего стали страдать другие сектора экономики. Так что именно поддержка кровопролития на Украине (а не планы коварных немцев по свержению польского правительства) становится все более опасной для страны.
Фото: 360tv.ru