Дмитрий Попов пишет о недавних событиях на новой родине многих наших бывших соотечественников: «В Израиль, как мы знаем, уехала из России самоназначенная “совесть нации”. Музыкант Макаревич даже считает, что он нас, дурачья (в оригинале другое слово), “уехала Россия”. Уехала, громко хлопая дверью — раздавая русофобские интервью, сочиняя “совестливые” песни, рассказывая хохмы о “дремучих русских”. Уехала именно по причине невозможности жить в стране, начавшей военную операцию у соседей.
Но раз так болит совесть, то почему Макаревич до сих пор не вышел в окровавленных трусах к Стене Плача (ну или на какую-нибудь европейскую площадь, где он там гастролирует) с перформансом об ужасах войны?»
Именно потому, что болит у них не совесть, а… пожалуй, пошло и неоригинально говорить о деньгах. Даже погрязшая в материальном знаменитость грезит о высоком: создать подушку безопасности и золотой парашют и с ними переехать туда, где всё не как в «этой стране» — цивилизованно, роскошно и без проблем. Жить как турист, а не местный житель, глядя на мир из окна отеля. Увы, прекрасный «мир туриста» схлопнулся, как отжившая свое звезда. И дело не в замороженных счетах. Дело в том, что публика, которую рок-кумиры призывали не прогибаться под изменчивый мир, приняли песенную «рыбу» за жизненный девиз. А он у старых звезд совсем другой.
«Конечно, рокеры совсем не такого нового поворота ожидали. Им представлялось, как заряженная их наигранным психозом и лицемерным протестом послушная толпа будет громить своё государство по примеру многочисленных южан с прилегающих территорий, отдав себя во власть эмоциям, накрученным фигами в карманах бас-гитаристов. Но их поняли слишком буквально», — иронизирует Филипп Фиссен.
Кому-то из публики верилось, что Андрей Макаревич, лидер российской рок-группы «Машина времени», любит свою страну, народ, новый поворот истории и не артритные суставы у Мёртвого моря греть собирается, а бороться за справедливость.
Хотя с чего бы? С 2018 года лидер страдал: «С нами происходит что-то ужасное… русские превращаются в злобных дебилов». А главное, русские мешают жить той жизнью, о которой Андрей Макаревич всегда мечтал. Жить в стабильном, улыбчивом западном раю. Однако извечная русская тяга к справедливости снесла этот рай, заставив мировые элиты принять в расчет интересы «людей второго сорта», о ком западные политики говорили и говорят по сей день: мы не должны им ничего, они не такие, как мы.
Лидеров рок-групп, сделавших на бунтарстве карьеру и хорошие деньги, теперь спрашивают: «Вы нас звали к свободе? Так мы пришли, ведите нас!» Куда и зачем? Звезды уже давно пришли к своей цели, а народу всё куда-то надо…
Макаревич в попытке выглядеть бунтарем дал интервью израильскому радио, где заявил, что его выступления в РФ под запретом. Первый зампред комитета по культуре Госдумы Елена Драпеко рассказала: «Официально никаких запрещений выступать артистам у нас нет. Возможно, продюсеры, которые организовывают концерты, просто перестраховываются и не хотят иметь дело с артистами, которые выступают против СВО». И посоветовала покинувшему Россию музыканту не возвращаться, потому что его могут ждать неприятности: «Как гражданин России я ему хочу посоветовать не возвращаться, потому что здесь он встретит явное неодобрение многих патриотов. Ему лучше сидеть там, где он сидит».
Кумир, привычный к любви народной, внезапно обнаружил, что любовь прошла. По собственной вине псевдобунтаря, чьего бунтарства хватило исключительно на накопление дивидендов. Его поймали на лжи, в нем разочаровались. Кто-то повторит за Лимоновым, который по поводу выступления Макаревича в 2014 году сказал: «Рокеры как красивые женщины — пока не открывают рот, кажутся таинственными и загадочными». Но если бы только рокеры с их простыми стихами и нехитрыми мечтами…
Так же, как публика к кумирам, умные люди прислушиваются к тем, кто выступает как равный им, как умный. Для интеллектуалов «открывать рот» есть главный вид деятельности. Отчего-то в эту категорию попал журналист Дмитрий Быков, посчитавший себя писателем, историком, публицистом и политологом заодно, а добрые россияне ему поверили. Благодаря напористости и оборотистости Быкову удалось выгодно себя «продать». Сегодня с той же оборотистостью он продаёт идею «генетически и физически больной русской культуры»: «Русская культура — нечто вроде амбры в желудке кита: благоухает она изумительно, но сама по себе является признаком болезни. Русская культура — причудливый побег больного дерева, восхитительная кувшинка на смертоносном болоте, переполненном зловонными газами, разноцветная бабочка, порхающая над морем нечистот. Проблема только в том, что нигде, кроме этого болота или зловонного моря, эта бабочка невозможна. Она — порождение своей уродливой среды». Тороватый господин Зильбертруд!
Быков тоже призывал к изменению русского менталитета, русской души так, чтобы ему удобнее было жить, не отвлекаясь на «искусственные русские проблемы», которые «нужны государству и власти для того, чтобы ими отвлекать общество от реального развития, то есть от проблем живых и насущных. Основная тактика государства в России — противопоставление реальных и живых интересов человечества всяческим опасным, нередко убийственным абстракциям». Реальные и живые интересы, очевидно, те самые, из-за которых накушавшегося до коматозного состояния господина Быкова везли из Уфы в Москву на санитарном самолете… Дмитрий Быков любит отдать должное реальным и живым интересам.
А Россию Быков ненавидит давно и крепко. Желает ей такого, чего и врагу не пожелаешь: «Разговоры о российской духовности, исключительности и суверенности означают на самом деле, что Россия — бросовая страна с безнадёжным населением... Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами». Все эти выбросы злобы прикрываются длиннейшими безграмотными рассуждениями как бы культуролога, как бы историка, как бы писателя… Обиженного на то, что «книги Быкова в России перестали издавать» (это, по мнению специалиста по всему подряд Быкова, верный признак того, что русская культура умирает).
Главная обида у Дмитрия Быкова та же, что и у пережившего свою славу рокера Андрея Макаревича: жить, как мечталось, не выйдет. Запад конфликтует с Россией и уже не настолько комфортабелен, как раньше. Вот и у Израиля под боком припекает… А всё, понимаешь, больная русская культура с ее нелепой тягой к справедливости, правам человека и прочим «опасным абстракциям».
Фото: Московский Комсомолец