После двух дней рекламируемой укроСМИ «битвы за Херсон» сегодня многие с уверенностью заговорили о скором контрнаступлении ВСУ южнее Харькова. Вот и CNN намекнула, что «украинские силы начали «формирующие» операции на юге страны, чтобы подготовить поле боя к значительному украинскому контрнаступлению».
Дело в том, что еще 3 августа экс-советник министра внутренних дел и главы офиса президента, бывший исполнительный директор Украинского института будущего Виктор Андрусив четко сказал, что Украина будет наступать не на юге, а в другом месте. Предполагалось запорожское или харьковское направление. Однако на первом Зеленский решил разыгрывать сценарий ядерной катастрофы, поэтому оставался Харьков – самая близкая к России линия фронта.
Когда разговоры о «харьковском варианте» контрнаступления ВСУ зазвучали громче, а игру вступили британцы. 18 августа пресс-служба Министерства обороны Великобритании со ссылкой на данные британской разведки уверяла, что «российские силы удерживают харьковское направление «относительно легко», сковывая здесь силы, необходимые для ВСУ на юге.
Действительно, на севере в последнее время тоже активно. ВСУ стали проявлять активность у Балаклеи и Изюма, особенно в районе Гусаровки и Большой Камышевахи, где стала чаще работать украинская артиллерия, а обстрелы Белгородчины не прекращаются ни на день. И хотя последнюю неделю под Харьковом, в окрестностях Перемоги, Уды, Питомника, Русской Лозовой, Слатино и Старого Салтова шли лишь позиционные бои, но по Деркачам, Чугуеву, Золочеву и особенно Харькову, прилетов хватало. 29 августа было жарко в районе Светличного.
Последние две недели сюда активно везли пополнение, технику и боеприпасы. На Чугуевское и Изюмское направления исключительно по ночам перебрасывалось все необходимое.
Восстановленная логистка региона
Мосты и путепроводы, даже находящиеся недалеко от линии фронта, к сожалению, остаются целыми. Интенсивный подвоз «под Харьков» боеприпасов и снаряжения уже привёл к ряду скандалов. Так, недавно объявили в «работе на Кремль» шоумена Сергея Притулу, который, отчитываясь о своих волонтерских потугах, перечислил подразделения едва ли не вместе с местами их расположения.
Местные жители говорят, что военные прибывают каждый день, что обсуждается и на местных форумах. Говорят также, что мощный укрепрайон создан в заповедном Григорьевском бору на окраине «первой столицы». Сейчас на этом участке находятся две качественно подготовленные и еще не слишком потрепанные 92-я и 30-я ОМБр, 49-й отдельный нацбатальон «Карпатская Сечь», батальон «Кракен». Сюда также переброшены и заняли позиции подразделения 14-й ОМБр, 4-й танковой бригады, 113-я и 127-я бригады ТрО Харьковской области и 112-я бригада ТрО. Не бригады, а их подразделения, хотя кулак сформирован мощный. Кроме того, сюда готовятся для переброски и батальоны 116-й бригады ТрО из Полтавы, недавно завершившие очередные учения.
Подготовка 116-й полтавской бригады ТрО
Ряд украинских и российских источников пишут о передвижении сюда польских Т-72, а также якобы вернувшейся из Британии бригады. То есть российская сторона предупреждена и осведомлена о возможных планах и силах противника.
Однако в Харькове «наступательного оптимизма» не чувствуется. Город живет под обстрелами, а слабость украинской ПВО признают сами жители, обращавшиеся к Зеленскому с петицией усилить защиту Харькова.
Однако, как недавно сообщил командир Харьковского гарнизона генерал юстиции Сергей Мельник, пока ВСУ не отбросит позиции российских артиллерийских ракетных систем на расстояние, способное подготовить систему ПВО к защите, говорить о надежной защите города нет смысла.
С 25 августа город вернулся на прежний сокращенный режим комендантского часа (с 22.00 до 6.00), а начальник Харьковской ОВА Олег Синегубов докладывает, как область готовится к обязательной эвакуации населения. В первую очередь идет речь о Золочевской, Дергачевской и Чугуевской территориальных общинах. Конечно, это можно объяснить заботой о местном населении, которое пострадает во время гипотетического контрнаступления, однако вот уже полгода мирные жители являются обязательным элементом прикрытия украинских войск. Без «мирняка» ВСУ воевать не может, поэтому Синегубов не эвакуирует людей, а лишь заявляет о готовности к эвакуации.
Соб. корр. ФСК