Как ни странно, но утреннее заявление Президента России Владимира Путина 21 сентября с объявлением о начале частичной мобилизации можно считать вполне миролюбивым. Прежде всего, потому, что в самом выступлении главы РФ и в последующем разъяснении министра обороны с максимально возможной четкостью подчеркивается, что речь идет только об ограниченном наращивании вооруженных сил РФ. Ни в коем случае не о всеобщей мобилизации, которая, согласно военной теории и особенно в случае с такой великой державой, как Россия, является фактическим началом большой, в том числе мировой войны:
Из интервью министра обороны России Сергея Шойгу 21 сентября:
– Президентом России принято решение о частичной мобилизации. Расскажите, пожалуйста, подробнее – как она пройдет? Кто подлежит призыву? В каком количестве? Как будет вестись работа с призванными из запаса?
– Вы правильно сказали, – именно из запаса. Это не какие-то люди, которые никогда и ничего не видели про армию… Это действительно те, кто отслужил, имеют военно-учетную специальность, то есть ту специальность, которая сегодня нужна в Вооруженных Силах, имеют боевой опыт.
И, конечно, я сразу хочу предварить вопросы, которые могут в связи с этим возникнуть, – ни о каких мобилизациях, призывов студентов, обучающихся в вузах, речи не идет и идти не будет ни при каких условиях. Все спокойно ходят на занятия, никто их призывать, отмобилизовывать не будет.
Естественно, как и тех, кто служит по призыву. Их это тоже не касается. Они не подлежат никакой мобилизации и направлению для проведения специальной военной операции. Наши призывники также продолжают служить, как и служили, на территории Российской Федерации.
Потому что у нас огромный мобилизационный ресурс, то есть ресурс тех, кто отслужил. Тех, кто имеет боевой опыт, имеет военную специальность, у нас почти двадцать пять миллионов.
Таким образом, вы можете понять, что эта мобилизация частичная – один процент или чуть больше от общего мобилизационного ресурса.
Сама линия соприкосновения – можно называть её «линия фронта», можно «линией соприкосновения» – она больше тысячи километров.
Это такая линия естественная и там, по этой линии, надо закреплять эту территорию, надо контролировать и, конечно, в первую очередь, именно для этого делается эта работа, я имею ввиду частичную мобилизацию.
Конечно, они после того, как будут набраны, пройдут подготовку или переподготовку. Пройдет слаживание экипажей, команды, отделения, взвода, и только после этого, исключительно после этого, они пойдут выполнять те задачи, которые им предписаны.
– Мы можем говорить о конкретном количестве призванных резервистов?
– Да, конечно, 300 тысяч резервистов будут призваны. Хочу сразу сказать, что эта работа будет проводиться не сразу, а планово, как я уже сказал».
Напомним, что 17(30) июля 1914 года Российская империя объявила не частичную, а всеобщую мобилизацию, поскольку её власти исходили из того, что полномасштабная большая война уже неизбежна.
Современное российское руководство, таким образом, явно дает понять Западу, что «судный день» ещё не наступил. И в случае проявления западной стороной благоразумия Россия не станет доводить ситуацию до точки невозврата в мировом масштабе.
Однако, если такого благоразумия Запад не обнаружит, у него не должно быть никаких сомнений в том, что Россия пойдет до конца в защите своего права на существование. Независимо от того, что в результате останется от Запада.
Из Обращения Президента РФ Владимира Путина 21 сентября:
«В Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе прямо подталкивают Киев к переносу военных действий на нашу территорию. Уже не таясь, говорят о том, что Россия должна быть всеми средствами разгромлена на поле боя с последующим лишением политического, экономического, культурного, вообще всякого суверенитета, с полным разграблением нашей страны. В ход пошёл и ядерный шантаж. Речь идёт не только о поощряемых Западом обстрелах Запорожской атомной электростанции, что грозит атомной катастрофой, но и о высказываниях некоторых высокопоставленных представителей ведущих государств НАТО о возможности и допустимости применения против России оружия массового поражения – ядерного оружия.
Тем, кто позволяет себе такие заявления в отношении России, хочу напомнить, что наша страна также располагает различными средствами поражения, а по отдельным компонентам – и более современными, чем у стран НАТО. И при угрозе территориальной целостности нашей страны, для защиты России и нашего народа мы, безусловно, используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Это не блеф».
На ограниченный характерпроводимых Россией военно-мобилизационных мероприятий указывает тот факт, что в стране не введено военное положение, это означает сохранение обычной для мирного времени структуры гражданско-правовых отношений, всех основных конституционных свобод и прав человека.
В этом, разумеется, заключено определённое неудобство для государства, фактически ведущего войну. Особенно для такого, как РФ, где на морально-психологическое состояние населения оказывают массированное воздействие так называемые либеральные СМИ, которые наверняка связаны с западными спецслужбами. И они, чего греха таить, исправно выполняют поставленные противником задачи вместе с частью «творческой интеллигенции», которая сейчас прониклась состраданием к «несчастным солдатам, страдающим за иллюзорные цели».
Повторяем, все это создает определённый дискомфорт при решении задач СВО и в некоторой степени дезориентирует российское общество. Однако руководство РФ, по всей видимости, исходит из того, что «закрутить гайки» оно всегда успеет, притом что в данный момент России необходимо подать Западу вполне определённые сигналы о своей готовности к компромиссу на приемлемых для Москвы условиях.
Первая реакция западных лидеров на объявленную в РФ частичную мобилизацию оказалась осторожной. В отличие от молниеносных и хоровых протестов по поводу грядущих референдумов в республиках Донбасса и на освобожденной части территории Украины, результаты которых Запад, дескать, никогда не признает.
И это не удивительно, поскольку прямое обращение к народу с целью узнать его мнение по главным вопросам бытия на «демократическом» Западе не в чести. Примеров тому не счесть. Без референдумов обошлись при поглощении Западной Германией Германской Демократической Республики, при захвате югославского края Косово и Метохия, при выборе Украиной после переворота между Россией и НАТО.
Кроме того, между желанием «никогда не признавать» референдумы и предметным реагированием на объявление мобилизации в крупнейшей ракетно-ядерной державе планеты – дистанция огромного размера.
Именно поэтому западные лидеры, похоже, крепко призадумались и пока за них отдуваются фигуры второго ряда: «Вице-канцлер, министр экономики ФРГ Роберт Хабек считает, что частичная мобилизация в РФ является "плохим и неверным шагом", который, по его мнению, приведет к эскалации конфликта на Украине.
"Мы с точки зрения политики оценим это и обсудим, как на это ответить", –сказал Хабек в Берлине. Он подчеркнул, что Германия "в это сложное время" продолжит поддерживать Украину».
И правда, время такое, что сложнее не бывает. И германским политикам вместе с их англосаксонскими заединщиками по «гибридной войне» против России действительно есть что обсудить. Особенно с учетом исторического прошлого, которое в случае с той же Германией не располагает к легкомысленным действиям в отношении России.