Разрушения на границе

Киргизия – Таджикистан: от стычек на границе к информационным перестрелкам

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Итак, обстановка на границе частично стабилизировалась. Стрельба закончилась. После договоренности рабочих групп была открыта для движения транспорта дорога в джамоат Ворух, в Чон-Алае началось разминирование.

Главы спецслужб Кыргызстана и Таджикистана подписали протокол об установлении мира из 3 пунктов: отвод войск с границы в места постоянной дислокации; сохранение на границе только погранотрядов; продолжение урегулирования спорных вопросов мирным путем. Таджикистан отпустил 4 взятых в плен пограничников Киргизии.

Приостановка боевых действий в Баткене и начало работы совместных пограничных комиссий конфликт не остановили, но перенесли его в русло информационного противоборства. Здесь до сих пор лидирует Киргизия, которой удалось первой оценить конфликт как «заранее спланированный вооруженный акте агрессии Таджикистана» и даже навязать эту точку зрения общественности.

Сегодня в Бишкеке продолжает обвинять таджиков, ссылаясь в качестве доказательств на различные военные преступления и оценивая нанесенный материальный ущерб. 19 сентября секретарь Совбеза Кыргызстана Марат Иманкулов сообщил: «Материальный ущерб, по предварительным данным, составляет приблизительно 1,5 млрд сомов ($18 млн), подсчет продолжается».

Наблюдателям приводят пример взорванного таджиками 36-метрового моста через Аксу и заявляют о 600 разрушенных объектах инфраструктуры. Кстати, утром 20 сентября глава Баткенской области Абдикарим Алимбаев сообщил, что движение по мосту уже восстановлено.

Замминистра образования Киргизии Надира Джусупбекова рассказала, что из-за боевых действий разрушено 8 школ и один детсад. «Учебный процесс приостановлен. Среди пострадавших есть и учителя. Погибла ученица 9-го класса Элиза Мананова», – сказала она. Киргизская сторона заявляет, что «в результате вооруженного конфликта 14-17 сентября погибли 59 кыргызстанцев».

19 сентября в ораторскую битву вступили дипломаты Рахмона. Теперь МИД РТ заявил об агрессии Киргизии «без каких-либо причин».

«В последние дни кыргызская сторона развернула беспрецедентную информационную кампанию в СМИ не только в нашем регионе, но и за ее пределами. Мы ее видим как часть агрессивной политики, которая неприкрыто продолжается за последние годы руководством Кыргызстана. Это еще раз доказывает агрессию, которую Кыргызская Республика совершила в отношении Таджикистана», – заявил замглавы МИД Таджикистана Содик Имоми.

Он сообщил также о материальном ущербе и сказал, что «до сегодняшнего дня есть подтверждения гибели 41 человека, но цифра, увы, будет меняться». По словам пресс-секретаря МИД Таджикистана Шохина Самади, «в последние дни с целью создания образа "агрессора" в лице своего соседа кыргызская сторона, не гнушаясь откровенной ложью и инсинуациями, продолжает информационную кампанию против Таджикистана, тем самым нагнетая напряженность в приграничье. 17 сентября в своем обращении к нации президент Кыргызстана употребил слово "враг" в отношении Таджикистана, что не соответствует духу дружбы и добрососедства».

В ответ на проведение дня траура в Киргизии 19 сентября глава Демпартии Саиджафар Усмонзода призвал объявить 20 сентября днем национального траура в Таджикистане.

МИД Киргизии, отвечая на заявления Содика Имоми, назвал их «непрофессиональными и опрометчивыми», «не соответствующими действительности и элементарным нормам дипломатической этики».

Стороны обмениваются предъявлением друг другу «фактов геноцида». Киргизы рассказывают, как таджики убили в Мин-Булаке инвалида, таджики – о нападении военных Киргизстана на мечеть джамоата Овчикалъача Бободжон Гафуровского района, а также заявляют, что в крупных городах Киргизии начались преследования этнических таджиков, которых похищают и избивают.

Одновременно таджикская пропаганда продолжает кампанию по раскачиванию внутренней ситуации в Киргизии. Так, политолог Негматулло Мирсаидов уверяет, что наличие «внешнего врага» помогает президенту Киргизии Жапарову и главе ГКНБ КР Ташиеву удержаться у власти, подорвать имидж политических конкурентов, расширить свой электорат и отвлечь население от насущных проблем. «Искусно играть на национально-патриотических чувствах кыргызстанцев – это наиболее эффективный путь повышения не только собственных рейтинговых показателей, но и политических партий, поддержавших Жапарова в ходе президентских выборов», – пишет Мирсаидов.

Политолог Шерали Ризоён допускает, что война стала элементом близкой к революционной ситуации, которая по традиции разворачивается в Киргизии осенью, и говорит, что коррупционные расследования, связанные с именем главы ГКНБ Камычбека Ташиева, могли заставить того переключить внимание граждан на конфликт в Баткене и мобилизовать киргизов против «действий соседа».

Соб. корр. ФСК