Вновь разжигаемый таджикско-киргизский конфликт – не единственная горячая точка на юге СНГ. В середине сентября запрещённые в России талибы начали перебрасывать к границе Таджикистана тяжелую бронетехнику, танки и дополнительные подразделения. В СМИ появились видео, на которых талибы учатся в Кабуле летать на американских боевых вертолетах Black Hawk.
Американцы, уходя, оставили талибам и прочим джихадистам, окопавшимся в Афганистане, вооружений более чем на 85 млрд долларов. Это в десятки раз больше, чем они поставили киевскому режиму, пока стягивающему на себя основное внимание мировых СМИ. На 2020 год стоимость подаренных американцами исламистам вооружений суммарно в 1000 (в тысячу!) раз превосходила все годовые военные расходы Таджикистана.
Пентагон предоставил афганским душманам не только около 70.000 боевых машин, но и авиацию: более двадцати штурмовиков, транспортные самолеты, разведывательные БПЛА ScanEagle, более полусотни вертолетов…
После сдачи Афганистана американцы передали талибам свыше 200 боевых вертолетов и самолетов. Больше только у США, Китая и России
Судя по новостям с афганско-таджикской границы, единственная на сегодня проблема для окрыленных американскими подарками афганских душманов в плане переноса джихада на север – это нехватка не современной военной техники, а грамотных пилотов и иных специалистов. Еще за несколько недель до начала СВО отмечалось, что число террористических формирований на таджикско-афганской границе выросло в 2 раза, а наркотрафик увеличился в 6 раз.
В первой декаде февраля с. г. замглавы МИД Таджикистана Имоми Содик Ашурбойзода сообщил на конференции клуба «Валдай», что на таджикско-афганской границе сосредоточивается большое количество боевиков из бывших советских республик: «Сегодня террористические группировки, которые не скрывают своих корыстных целей в отношении стран Центральной Азии, оснащены и их боеготовность очень высока».
Уже через неделю после этого заявления на афганско-таджикской и афганско-узбекской границах сделалось горячо. Талибы перекинули в провинцию Балх (граничит с Узбекистаном) и в провинции Кундуз, Тахор и Бадахшан (граничат с Таджикистаном) более 10.000 своих боевиков с артиллерией и бронетехникой. 14 февраля начальник Генштаба вооруженных сил талибов Кари Фасихуддин Фитрат сообщил о переброске к бывшей советской границе и авиации.
Вся армия Узбекистана – это около 48.000 человек, Таджикистана – около 10.000 человек (после захвата талибами Афганистана в Душанбе анонсировали мобилизацию дополнительно 20.000 человек). А талибы благодаря США и их союзникам по НАТО имеют теперь лучшее в регионе вооружение. И умеют воевать.
Официальный повод концентрации боевиков у границ СНГ – противодействие враждебным действиям с территории Таджикистана. Дескать, Ахмад Шах Масуд-младший с его Фронтом национального освобождения Афганистана находит убежище в Таджикистане. Здесь же обосновались и другие лидеры афганского антиталибского сопротивления, включая бывшего вице-президента Афганистана Амруллу Салеха.
Таджикистан с 1992 года – член ОДКБ. Соответственно, эскалация на границе с Афганистаном может втянуть в конфликт Россию. О необходимости «освобождения Таджикистана» давно говорят не только союзные талибам экстремисты из группировки «Ансоруллах» (таджикские талибы) и недавно созданной частью ее активистов организации «Техрик-е Талибан Таджикистан» (Движение талибов Таджикистана), но и находящиеся с ними в конфронтации боевики Вилаят Хорасан (афганский филиал ИГ*).
Таджикские талибы из Ансоруллах тоже существенно обновили вооружение после ухода США из Афганистана, что стимулирует их продвижение на север. Сегодня «Ансоруллах» уже сложно называть группировкой: талибы передали им в управление несколько граничащих с Таджикистаном уездов, это официальная часть Талибана, которую Кабул буквально подталкивает к границам РФ.
Проявляет активность на севере Афганистана и Вилаят Хорасан, распространяя влияние запрещённого в России «Исламского государства»*. А географическое положение Афганистана позволяет боевикам ИГ действовать не только в Иране, Пакистане или Индии, но и в постсоветских странах с прицелом на дестабилизацию обстановки в России и СНГ.
С весны, пока развивалась СВО, боевики ИГ по меньшей мере трижды обстреляли узбекский Термез из РСЗО, в мае нанесли такой же удар по Таджикистану. Стремление распространить боевые действия за пределы Афганистана в направлении к границам России демонстрируют и сами талибы, с конца мая распространяющие заявления террористической группировки «Имарат Кавказ» с призывами развернуть «священную войну» на Кавказе. Одновременно талибы призывают российских лётчиков-мусульман в ВКС России не воевать против «украинских братьев», дезертировать с военной службы, лететь в Афганистан и переходить «под зеленые знамёна джихада». Для желающих перейти на сторону талибов заведены специальные интернет-инструменты (это произошло почти сразу после открытия посольства Талибана в Москве).
Вектор геополитических устремлений носителей исламистского проекта совпадает с устремлениями украинских нацистов. Речь идет о значительной части российского юга, включающей Ставрополье и Краснодарский край, а также Белгородскую и Брянскую области. Наличие общего врага – России, хозяйки этих земель, делает исламистов и украинских нацистов тактическими союзниками.
Заглавное фото: REUTERS/Ali Khara