6 октября в ходе отмеченного красочными фотосессиями новоиспечённого форума «Европейского политического сообщества» в Праге состоялась начавшаяся с крепкого и долго рукопожатия первая очная встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Турции Реджепа Эрдогана. Характерно и вполне логично, что третьим её участником стал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Провели лидеры Армении и Турции также и двустороннюю встречу, попозировав перед телекамерами.
Напомним, глава армянского правительства добивался аудиенции с турецким лидерам довольно долго, в частности через премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили. В конце 2021 – первой половине 2022 г. в Москве и в Вене прошло несколько раундов консультаций специальных представителей по вопросам нормализации двусторонних отношений Сердара Кылыча и Рубена Рубиняна, достигших некоторых промежуточных договорённостей.
11 июля Пашинян и Эрдоган поговорили по телефону, поздравив друг друга по случаю мусульманского праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и с днём Преображения Господня (Вардавар). Лидеры Армении и Турции подчеркнули важность процесса нормализации двусторонних отношений, что будет способствовать укреплению мира и стабильности в регионе. Накануне пражской встречи турецкие дипломатические источники упирали на более продуктивный характер двусторонних встреч в сравнении с телефонными переговорами, выражая надежду на достижение прогресса «как в вопросе нормализации отношений между Анкарой и Ереваном, так и в подготовке мирного договора между Арменией и Азербайджаном». По сведениям газеты Sabah, Эрдоган был намерен предложить Пашиняну проведение встреч спецпредставителей двух стран по вопросам урегулирования поочередно в Турции и Армении (а не на территории третьих стран, как это было до сих пор), а также выступить с предложениями по снижению напряженности в регионе и скорейшему подписанию между Арменией и Азербайджаном мирного договора. В Анкаре неоднократно подчёркивали связь и взаимную обусловленность процессов нормализации армяно-турецких отношений и подписания «большого» мирного договора между Арменией и Азербайджаном после «спланированного поражения» (таково по крайней мере мнение второго президента Роберта Кочаряна) в «44-дневной» войны вокруг Нагорного Карабаха осенью 2020 года.
По словам Эрдогана, «встреча с Пашиняном прошла в душевной обстановке. В ходе этой встречи были выдвинуты некоторые требования. По этим требованиям мы направили наших специальных представителей и министров иностранных дел. После их встречи мы предпримем шаги в соответствии с результатом». В Анкаре ждут от Армении конкретных шагов на пути к нормализации двусторонних отношений, неоднократно заявлял турецкий лидер, и нет практически никаких сомнений в том, что действующие армянские власти готовы предоставить всё то, что от них требуют. Однако сделать это можно будет только после окончательной маргинализации и без того разобщённой внутренней оппозиции в условиях роста провоцируемых антироссийских настроений. Именно на Москву переваливается ответственность за то неутешительное состояние, в котором оказалась Армения, Москве без малейшего основания приписываются некие абсурдные требования к Еревану («…Россия хочет от Армении того, что хочет от Украины…»), из чего логически проистекает безальтернативность бегства под американо-европейский «зонтик», якобы единственно способный сдержать Анкару и Баку в их антиармянской риторике и практической политике. Одновременно, дабы фрустрация армянского общества стала бы ещё более глубокой, транслируются дополнительные требования восточных соседей, а именно:
– роспуск Армии обороны Нагорного Карабаха;
– признание Нагорного Карабаха в составе Азербайджана безо всякой автономии / статуса;
– предоставление Баку «коридора» по территории Армении;
– запуск процесса делимитации и демаркации по неизвестным пока картам 1919-1920 гг.;
– выяснение судьбы пропавших без вести азербайджанцев с намерением в дальнейшем обвинить Армению в военных преступлениях.
Некоторые из этих требований уже выполняются. «Правительство Армении в целом умывает руки от обсуждения и решения любого вопроса, связанного с Арцахом, старается не считать себя ответственным за решение вопросов, связанных с судьбой Арцаха», – полагает директор аналитического центра «Айятск» («Взгляд») Анна Карапетян.
Несмотря на отсутствие конкретной информации об итогах пражских переговоров, следует обратить внимание на заявление Ильхама Алиева о возможности подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном уже в 2022 году: «…думаю, что, если в ближайшее время будет принято решение, рабочие группы двух стран начнут работу над текстом мирного договора, мы сможем достичь соглашения к концу года». По словам азербайджанского президента, мирный процесс «сейчас ускорился», причём «ни у кого – ни у армянской стороны, ни у Совета Европы – нет вопросов относительно пяти принципов, провозглашенных азербайджанской стороной». Представленные официальным Баку принципы включают взаимное признание суверенитета, нерушимость международных границ и политической независимости, взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий, отсутствие взаимных угроз безопасности друг друга, делимитацию и демаркацию границ, установление дипломатических отношений, открытие транспорта и коммуникаций и сотрудничество в других областях.
Именно в этом русле были выдержаны два раунда переговоров Алиева и Пашиняна в компании президента Франции Эмманюэля Макрона и главы Евросовета Шарля Мишеля, также прошедшие «на полях» пражского форума. Баку и Ереван подтвердили приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года о целях и принципах СНГ, «посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга», что послужит основой для работы комиссий по делимитации, очередное заседание которых состоится в Брюсселе до конца октября. Кроме того, Армения готова поддержать гражданскую миссию ЕС, которая должна прибыть на границу с Азербайджаном уже до конца октября сроком минимум на два месяца (то есть пока – до нового года). Со своей стороны, Баку соглашается сотрудничать с упомянутой миссией в той мере, в какой это будет его касаться. Заявленная цель миссии – укрепление доверия и помощи пограничным комиссиям путём выпуска соответствующих докладов. Напомним. В последние два года в приграничных районах Армении были развёрнуты пункты дислокации ФСБ России, один из которых (в марзе Гегаркуник) в ходе недавней, наиболее крупной военной эскалации подвергся миномётному обстрелу.
Идея размещения международных наблюдателей на пока что недемаркированной и неделимитированной армяно-азербайджанской границе была запущена в оборот во многом благодаря стараниям Макрона, пишет известный кавказовед Сергей Маркедонов. Как сообщили в пресс-службе Елисейского дворца, «Армения и Азербайджан признали территориальную целостность и суверенитет друг друга по итогам встречи в Праге».
Периодическая эскалация в Нагорном Карабахе и особенно на армяно-азербайджанской границе после подписания трёхстороннего заявления президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении от 10 ноября 2020 года о прекращении боевых действий ходу переговорного процесса с активным вовлечением Вашингтона и Брюсселя особо не мешает. Можно высказать предположение, что активная работа над мирным соглашением будет продолжена, исходя из новых региональных реалий и комплекса факторов, обусловленных затянувшейся специальной военной операцией на Украине.