Остановить рост цен: опыт рыночного социализма в Белоруссии

Остановить рост цен: опыт рыночного социализма в Белоруссии

Что станет практическим выходом эксперимента?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

Союзное государство России и Белоруссии демонстрирует уникальный опыт интеграции двух разных общественно-экономических систем. Александр Лукашенко 6 октября принял решение заморозить рост цен, подтвердив курс на реализацию в Белоруссии такой модели социально-экономического развития, как рыночный социализм.

Ввиду отсутствия разработанности государственной идеологии, концепт рыночного социализма («социально ориентированной рыночной экономики») ясен пока лишь в общих чертах. Он исходит из принципиально иной логики выстраивания социально-экономических отношений, чем та, которой руководствуются в РФ и других постсоветских республиках. Поэтому в рамках «белорусской модели» Лукашенко логичен и последователен. Хотя принятое им решение шокировало не только белорусских либеральных экономистов.

Решение о заморозке цен президент огласил 6 октября на совещании с руководством республики на тему инфляции. Повышение цен, по его словам, нивелирует усилия правительства по повышению жизненного уровня населения. Реальные доходы, по данным Белстата, оказались ниже прошлогоднего уровня почти на 3%, а рост потребительских цен за 8 месяцев составил 13,8%.

Совмин Белоруссии планирует по итогам года удержать инфляцию на уровне 19%, но глава Белстата сообщила, что по итогам года показатель «оценочно будет выше».

9 декабря 2021 года Александр Лукашенко подписал указ № 481 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год». «В частности, рост валового внутреннего продукта запланирован в размере 102,9% к уровню текущего года, реальных располагаемых денежных доходов населения 102%, инвестиций в основной капитал –  103,3%. Ожидается, что экспорт товаров и услуг вырастет на 6,3% к уровню 2021 года. Национальному банку совместно с Советом Министров поручено принять необходимые меры по ограничению в 2022 году инфляции на уровне 6%», – говорилось в официальном комментарии.

Однако ни Совмин, ни Нацбанк республики фактически не руководствуются официальным прогнозом, закреплённым президентским указом. Об этом и говорит обнародованная цифра 19% запланированной инфляции. В Белоруссии параллельно действует несколько официальных прогнозов и планов. Всё это указывает на перспективы очередной попытки заморозить цены.

Такие решения Лукашенко заявлял с первого же года своего президентства (1994). С тех пор Белоруссия была в пуле мировых лидеров по темпам инфляции. Десятилетиями она удерживала топовые позиции и по темпам обесценивания национальной валюты. Ослабление белорусского рубля в интересах экспортёров преподносилось как некое стихийное и нормальное явление вроде осенних дождей.

На самом деле и инфляция, и девальвация – явления рукотворные. У каждого из них есть фамилия и должность. Должностным лицам проще всего компенсировать ошибки госуправления размазыванием финансовой ответственности по всем, включая негосударственный сектор экономики и широкие слои населения.

На совещании Лукашенко озадачил правительство созданием системы госконтроля импорта. Её логическое завершение – государственная монополия на внешнюю торговлю, как в СССР. Заставшие те времена помнят состояние потребительского рынка, притом что возможности Советского Союза были несопоставимы с нынешними условиями бывшей Белорусской ССР.

Цены сами по себе не растут – их повышают. Главную роль в повышении цен, как и в закупках импорта, играет государственный сектор экономики. Для нивелирования инфляционно-девальвационной спирали, успехов в «импортозамещении» необходимо остановить государственные промышленные гиганты – ключевые потребители промежуточного импорта и кредитов.

«Вы представляете, какие мы идиоты?» – воскликнул президент Лукашенко, обращаясь к участникам «ценового» совещания.

Одной рукой чиновники и «красный директорат» повышают цены, чтобы выйти на запланированные показатели доходности, рентабельности, в конце концов – утверждённые планы роста номинальных зарплат (начисленных до вычета налогов) и реальных доходов (с поправкой на инфляцию). Другой рукой эти же деятели стучат по столу и требуют остановить рост цен, перекладывая ответственность на «внешние факторы» и внутренних врагов. Таковыми белорусский президент традиционно называет посреднические структуры. «Посредничества быть вообще не должно!» – приказал он в ходе совещания.

Борьбу с «необоснованным посредничеством» Лукашенко ведёт 28 лет. Вопрос в другом: какие новые решения в этой борьбе он намерен реализовать и будет ли от них экономический эффект?

Ведь «необоснованность» можно увидеть в чём угодно. И даже сейчас, когда, по словам Лукашенко, «цены достигли максимума», они продолжают рост после его окрика: «Дальше цены повышать нельзя – нигде – нет необходимости!»

Не секрет, что многие производители не продают свою продукцию напрямую – только через посредников. Таковых в цепочке от производителя автомобиля или косметики может быть с десяток и более. Каждый добавляет к товару свои транспортные, налоговые и прочие расходы, а также норму прибыли.

В советской политэкономии минимизация расходов и стоимости товара для конечного потребителя глубоко и всесторонне рассматривалась ещё с 1920-х годов. Успехи этой  политики были наглядно представлены в ценниках на советских товарах – они не менялись десятилетиями. Стаканы, ложки, бытовые приборы с ценой в советских рублях до сих пор в ходу. Ещё живы помнящие ежегодные снижения цен в сталинскую эпоху…

Чтобы реализовать свою уникальную модель, Советскому Союзу потребовалось радикально перестроить всю жизнь России. Революционным преобразованиям подверглись не только экономические, но и вообще все отношения. Советская Россия противопоставила себя миру, и она могла это себе позволить, опираясь на свои колоссальные сырьевые, интеллектуальные, трудовые ресурсы. Осколок той великой страны, Республика Беларусь, подобного позволить себе не может, и это ещё один очевидный факт.

Поэтому «ельциноиды», как их назвал Лукашенко, предрекают очередной провал затеи с попыткой командно-административными методами застопорить повышение цен. Да, такие методы работают, но у них есть предел эффективности.

Речь должна вестись не о косметических правках, а о принципах и состоятельности самой модели рыночного социализма. Таковая не только теоретически не доработана, но и, если судить по примеру РБ,  практически несостоятельна. Свидетельством тому не только провалы годовых, пятилетних и долгосрочных официальных планов социально-экономического развития, явленные в официальной статистике, но и локальные фрагменты функционирования «белорусской модели». Выглядит красиво, апеллирует к справедливости, но не работает.

Видимо, подписанная 6 октября директива президента Белоруссии № 10 «О недопустимости роста цен» будет компенсирована традиционными механизмами. Таковыми являются девальвация, которая снизит покупательную способность, а также запросы внешней «поддержки». Россия ежегодно оказывает таковую «сябрам» на $7-12 млрд. – кредитами, льготными ценами на сырьё, доступом к госзакупкам и т. д.

Директивой «вводится запрет на повышение цен и обязательства по безусловному насыщению внутреннего рынка товарами и услугами». Она предписывает Совмину «до 20 октября на основе предложений рабочей группы утвердить и ввести в действие систему регулирования цен, обеспечить эффективный контроль за ценовой дисциплиной».

Практическим выходом станут дефицит, рост цен и снижение потребления (индикатор уровня жизни). После этого на очередном совещании снова возникнет риторический вопрос: за что боролись?