Спецслужбы США и Украины получили информацию о том, что Иран готовит передачу России баллистических ракет класса «земля-земля» малой дальности Fateh-110 и Zolfaghar, способных поражать цели на расстояниях 300 и 700 километров, пишет The Washington Post. Договор на поставку ракет якобы заключён еще 18 сентября.
«Переход от беспилотников к ракетам класса «земля-земля» может дать русским больше возможностей и большую ударную силу. Некоторые модели ракет поставляются с электрооптическими системами наведения, которые позволяют операторам ракет точно направлять их при окончательном сближении с целью», – сообщил изданию Фарзин Надими, эксперт по иранскому оружию из Вашингтонского института ближневосточной политики.
«Иран также готовит новые поставки беспилотных летательных аппаратов для России, в том числе десятки дополнительных Mohajer-6 и большое количество Shahed-136. Последние, иногда называемые дронами-камикадзе, предназначены для поражения своих целей и способны доставлять взрывчатые вещества на расстояние до 1500 миль. По словам официальных лиц, в последние недели иранские технические советники посетили районы, контролируемые Россией, чтобы дать инструкции по эксплуатации беспилотников», – пишет The Washington Post.
Израильские военные эксперты с тревогой отмечают высокую эффективность применения иранских беспилотников на Украине: «БПЛА совершили атаки в небе Украины – и это повод для беспокойства в Израиле. Применение Shahed-136 может иметь большое значение зимой, и если русские запустят рои БПЛА, у украинцев будут проблемы».
По данным аналитиков группы Missile Threat вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), Иран обладает самым большим и разнообразным ракетным арсеналом на Ближнем Востоке, «включая тысячи баллистических и крылатых ракет, некоторые из которых способны поразить даже Израиль и юго-восточную Европу». За последнее десятилетие Иран вложил значительные средства «в повышение точности и летальности этого оружия». В результате, отмечают эксперты CSIS, ракетные силы Ирана стали реальной угрозой для Вооруженных сил США и их партнеров в регионе.
В сентябре 2019 года Иран нанёс скоординированные высокоточные удары беспилотными летательными аппаратами и крылатыми ракетами по нефтяным объектам Саудовской Аравии в Абкаике и Хурайсе, временно остановив производство на НПЗ в Абкайке, который поставляет 5-7% ежедневно производимой в мире нефти. Иранские ракеты стали кошмаром не только для Саудовской Аравии, но и для Израиля в Ливане.
В январе 2020 года Иран в течение нескольких часов обстреливал американские войска в Ираке, выпустив 22 баллистические ракеты в ответ на убийство США главы КСИР генерала Касема Сулеймани. В результате этих атак были повреждены объекты США на авиабазе Аль-Асад к западу от Багдада и более 100 военнослужащих США были ранены.
«Потенциал баллистических ракет иранского производства по нанесению значительных разрушений не вызывает сомнений, поскольку они неоднократно применялись в боевых действиях. За последние пару лет были нанесены удары по авиабазе Аль-Асад в Ираке в январе 2020 года, в ходе которого были использованы баллистические ракеты малой дальности серии Qiam, и удары по Эрбилю в Ираке в марте 2022 года ракетами Fateh-110. Это оружие бьет очень сильно с впечатляющей степенью точности», – пишет обозреватель американского военного портала The Drive Тайлер Рогоуэй.
По оценкам The Drive, Иран может предложить России более 20 различных типов баллистических ракет.
Сообщается, например, что дальность действия баллистической ракеты средней дальности (БРСД) Qiam-1 составляет около 804 километров, что позволит российским вооруженным силам наносить удары по целям на всей территории Украины. Более продвинутые версии серии Qiam имеют маневренную боеголовку (MaRV), которая обеспечивает повышенную точность поражения целей и затрудняет перехват средствами ПВО.
Ghadr-110, усовершенствованная версия БРСД Shabab-3, имеет еще большую дальность – около 2000 километров. «Россия могла бы разместить эти ракеты на большом отдалении от границ Украины, – отмечает издание. – Учитывая присущую различным типам иранских баллистических ракет подвижного состава мобильность, Украине будет очень сложно противостоять угрозе, которую представляют эти ракеты. Россия может также закупить серию высокоточных мобильных твердотопливных БРСД Fateh, которые оснащены терминальным наведением, обеспечивающим более высокую точность удара».
«Прошедший боевые испытания и запущенный в серийное производство Fateh-110 может весьма заинтересовать российских генералов. Ракета имеет дальность действия почти 300 километров, что делает ее подходящей для уничтожения многих целей на территории Украины».
Особенно привлекательно то, что иранские ракеты класса «земля-земля» используют пусковые установки на шасси коммерческих грузовиков, что упрощает их обслуживание и эксплуатацию.
Многие иранские ракетные разработки были бы невозможны без сотрудничества с Россией. Так, 7-8 сентября в иранской провинции Исфаган прошли учения сухопутных войск иранской армии «Эктедар – 1401», в ходе которых были впервые испытаны баллистические ракеты со спутниковым наведением Fath 360 и Fajr-5. Как сообщает российское «Военное обозрение», использовалась российская система ГЛОНАСС, доступ к которой Россия предоставила Ирану.
Иранская ракетная установка Fath 360 является ответом Ирана на американскую HIMARS. Новая баллистическая ракета со спутниковым наведением сравнима по точности стрельбы с HIMARS и позволяет реализовать мобильную тактику «стреляй и убегай».
Интересную концепцию дальнейшего развития ВТС России и Ирана выдвинул сотрудник созданного в свое время нынешним вице-премьером правительства РФ Андреем Белоусовым российского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) его младший брат Дмитрий Белоусов.
По его мнению, России следует финансировать промышленность стран, подвергшихся санкционным ограничениям со стороны США и их союзников с целью обхода санкций. Вероятно, сейчас мы наблюдаем воплощение этой концепции в жизнь: Москва вкладывает деньги в Иран (и не только), получая в распоряжение новые массовые типы передовых вооружений.
Так, в докладе Дмитрия Белоусова говорится о «выносе за пределы страны (разумеется, в дружественные юрисдикции) отдельных компонентов производственных цепочек, особо уязвимых к санкционным ограничениям, с последующим импортом готовой продукции».
Таким образом, российско-иранские отношения поднимаются на уровень военного сотрудничества. В перспективе тесное российско-иранское сотрудничество может остановить продвижение коллективного Запада в Евразии.
Заглавное фото: Wana News Agency