27-28 октября 2022 года в Баку проходило юбилейное XV заседание Веронского Евразийского экономического форума. Впервые этот форум проводился не на Апеннинском полуострове, а в Баку. В Форуме принимали участие политики, бизнесмены, эксперты из 30 стран мира. Приветствие участникам мероприятия направил президент Российской Федерации Владимир Путин. Он особо подчеркнул важность обсуждений проблем в “веронском формате”, который стал международной площадкой для серьезного, содержательного разговора. «…Россия со своей стороны будет и впредь прилагать активные усилия, направленные на формирование в Большой Евразии общеконтинентального пространства мира, стабильности и процветания. Уверен, что обсуждение в «веронском формате» складывающейся в мире и Евразии ситуации позволит не только всеобъемлюще ощутить реалии сегодняшнего дня, но и заглянуть в будущее, определить цели и перспективы построения новой сбалансированной и равноправной модели отношений государств и различных интеграционных объединений Большой Евразии», – говорится в приветствии.
На открытии форума выступили заместитель премьер-министра Азербайджанской Республики Шахин Мустафаев, вице-премьер Российской Федерации Алексей Оверчук, министр экономического развития России Максим Решетников, министр экономики Азербайджана Михаил Джаббаров, президент Ассоциации "Познаём Евразию" профессор Антонио Фаллико. Как подчеркнул в своем выступлении Алексей Оверчук, несмотря на беспрецедентное экономическое и политическое давление, Россия не опустилась в стагнацию, как многие западные страны. ВВП России в 2022 году сократится всего на 2,4%, в 2023 году – на 0,8%, а уже в 2024 и 2025 ожидается рост на 2,6%. Прогноз по инфляции снижен с 18 до 12,4 %, безработица находится на рекордно низком уровне. При этом экономическая ориентация России меняется с модели Восток – Запад на модель Север – Юг, то есть теперь мы больше рассматриваем себя не как Восток, а как Север Евразийского континента.
Деловая программа форума началась с двух специальных сессий: «Новая реальность сырьевых и энергетических рынков» и «Азербайджан – крупный хаб евразийского экономического сотрудничества, и его перспективы в отношениях с ЕАЭС». «Все мы понимаем, что «похищение», а по сути, экономическое убийство Европы – это лишь попытка максимально продлить период американской гегемонии. Однако новый исторический этап неизбежно наступит и будет связан с развитием трансграничных коридоров, реализацией крупных инфраструктурных и промышленных совместных проектов, повышением роли регионов в мировой экономике. Евразия станет новой зоной роста», – подчеркнул главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.
Помимо двух специальных сессий, были организованы 8 тематических сессий, в ходе которых эксперты обсуждали вопросы многополярного мирового порядка; значения природного газа как ключевого ресурса для экономики будущего; дипломатии в современном международном контексте на службе взаимодействия и сотрудничества; форм и цепочек в промышленном и торговом сотрудничестве в мире, деглобализуемом санкциями; судьбы гуманизма в условиях глобальных вызовов; моделей финансирования и платежных механизмов в изменяющемся глобальном контексте; роли технической революции в развитии будущей экономики и обеспечении безопасности в мире; новых угроз продовольственной безопасности и путей продвижения развития агропромышленной сферы; новой логистики и транспортных маршрутов.
Выступая на сессии «Новая логистика и транспортные маршруты», на которой обсуждались вопросы развития инфраструктуры и сервиса наиболее перспективных транспортных маршрутов в Каспийском регионе, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Андрей Белоусов отметил, что по территории Азербайджана сегодня проходят ключевые международные коридоры: западный маршрут коридора «Север – Юг», Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТРАСЕКА (Европа – Кавказ – Азия), маршруты «Персидский залив – Черное море» и «Лазуритовый коридор». Формируемый на территории Азербайджана транспортный узел становится центром глобальных цепочек поставок товаров. «Для современной России ключевую роль приобретает маршрут «Север – Юг». В связи со смещением центров экономической активности в Китай страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива, исторически сложившаяся транспортная инфраструктура нашей страны требует новых логистических решений. Маршрут «Север – Юг» с выходом в страны Персидского залива, Индии, Китая, Африки в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцком каналу. Развитие этого коридора сегодня в решающей мере зависит от взаимоотношений России и Азербайджана, а также от взаимоотношений наших стран с Ираном. В соответствии с поручением президента России Владимира Путина правительством Российской Федерации разработана и одобрена детальная «дорожная карта» по развитию коридора «Север – Юг», – отметил Андрей Белоусов. – К 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север-Юг» почти в два раза – с текущих 17 до 32 миллионов тонн. К 2030 году провозная мощность западного маршрута этого коридора с текущих 9 миллионов тонн должна быть увеличена до уровня не менее 15 миллионов тонн грузов. Мы видим, что эти цифры вполне достижимы. За 9 месяцев этого года внешнеторговые перевозки между Россией и Азербайджаном железнодорожным транспортом составили более 5,4 миллиона тонн, что на 57 процентов выше уровня аналогичного периода прошлого года. Автомобильные перевозки между нашими странами за 6 месяцев этого года составили 1,5 миллиона тонн – в 3 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года».
Андрей Белоусов выделил основные направления дальнейшего развития коридора «Север – Юг». «Во-первых, это развитие железнодорожной инфраструктуры. Второе – синхронизация развития автодорожной инфраструктуры и пунктов пропуска через государственную границу. В этом году удалось в два раза увеличить пропускную способность пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе – до тысячи транспортных средств в сутки. Планируется модернизация основных пунктов пропуска с выходом к концу следующего года на пропускную способность в 1,7 тысячи транспортных средств в сутки, а к 2026 году – 3 тысячи транспортных средств в сутки.
В-третьих, предлагаем дополнить инфраструктурные решения комплексом мер по минимизации барьеров и обеспечению «бесшовности» перевозок. Критически важными станут вопросы недискриминационного доступа участников перевозочного процесса к инфраструктуре, обеспечения свободы транзита, согласованной тарифной политики. Важен поиск решений по упрощению таможенных процедур, отработки механизма платежей и взаиморасчетов, страхования, цифровизации и переходу на электронный документооборот.
В-четвертых, хотели бы предложить рассмотреть возможность создания совместного оператора трех стран Россия – Азербайджан – Иран на всем западном маршруте, который обеспечит сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг. Примером такого совместного оператора является «ОТЛК», созданный компанией «РЖД» совместно с железными дорогами Казахстана и Белоруссии.
Одной из ключевых тем для экспертного обсуждения стал вопрос использования национальных валют при расчетах в рамках взаимного товарооборота между странами-участницами Содружества: «У нас сегодня расчеты с Республикой Азербайджан на 65% по-прежнему происходят в долларах и евро, но у нас ни Евросоюз, ни Соединенные Штаты не являются партнерами в наших соглашениях; поэтому, конечно, переход в расчетах на национальную валюту полностью соответствует интересам развития наших двух стран, что, в общем-то, является одним из ключевых условий для дальнейшего развития транспортного коридора "Север – Юг"», – подвёл итог своего выступления первый заместитель премьер-министра России.