Решение Москвы 2 ноября прекратить «приостановку» своего участия в стамбульском соглашении о вывозе по гуманитарному коридору украинского зерна из подконтрольных Киеву трех черноморских портов неизбежно вызвало недоуменные вопросы.
«Благодаря участию международной организации (подразумевается ООН), а также содействию Турции, – говорится в заявлении Министерства обороны России, – удалось получить необходимые письменные гарантии со стороны Украины о неиспользовании гуманитарного коридора и украинских портов, определенных в интересах вывоза сельскохозяйственной продукции, для ведения боевых действий против РФ, направленные в Совместный координационный центр 1 ноября 2022 года».
На первый взгляд, формальный повод для возобновления стамбульского соглашения есть. Главное требование Москвы, чтобы киевский режим предоставил письменные гарантии о неиспользовании зернового коридора для ведения боевых действий, выполнено. Но терзают смутные сомнения.
Что осталось за кадром
Странно, что не была повторена обоснованная обвинительная мантра, регулярно звучавшая из уст высших должностных лиц в Москве. Непонятно, почему ООН не реагирует на то, что в самые нуждающиеся страны, такие как Афганистан, Йемен, Сомали, Судан и Эфиопия, согласно статистике Всемирной продовольственной программы (ВПП), было направлено всего 3% от общего объема вывезенного из украинских портов зерна. Половина всех гуманитарных (как записано в соглашении) грузов досталась странам Евросоюза, Великобритании, Израилю и Южной Корее.
Черноморская зерновая сделка позволила начать транспортировку украинской пшеницы, но в основном кукурузы, но это зерно осело в итоге преимущественно в европейских зернохранилищах для корма домашней птицы и КРС. А ведь основным предназначением вывоза товаров сельскохозяйственного назначения считалась поддержка странам, где либо отсутствовала продовольственная безопасность, либо появились признаки надвигающегося голода.
Непосредственная вовлечённость Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в переговорный процесс с последующим проставлением его представителями подписей под стамбульскими договоренностями по зерновой сделке заставляют посочувствовать этой международной организации, теряющей свой моральный авторитет по причине неспособности придать гуманитарной аспект, на который публично делали акцент, – коммерческой операции по вывозу сельскохозяйственного сырья из воюющей страны.
По факту выходит, что благодаря украинскому зерну богатые государства обеспечили себя продовольствием за счёт бедных. А Украина заработала денег и, скорее всего, расплатилась ими за оружие, поступающее с военных складов в Евросоюзе.
У Москвы на этом поприще – безупречная позиция и репутация. Голословное утверждение внука генерала СС федерального канцлера Германии Олафа Шольца, мол, Россия использует продовольствие в качестве оружия, вкатывается в асфальт статистикой.
За последнее время Россия уже направила около 10,5 млн тонн зерновых (77% из этого объёма – пшеница) в страны Азии (62%) и Африки (33%). И готова безвозмездно передать нуждающимся странам 300 тысяч тонн удобрений, удерживаемых в европейских портах. А в ближайшие четыре месяца, заявил глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев, опять же безвозмездно поставить беднейшим странам до 500 тысяч тонн зерновых.
Странно, что в заявлениях о возобновлении зерновой сделки не упомянута и «ликвидация прямых и косвенных препятствий на пути российского экспорта удобрений в зарубежные страны», ведь это – именно так выразился пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков – «первое условие возвращения России к зерновой сделке». Песков напомнил, что «это была интегральная часть сделки».
Констатируем: «первое условие» не выполнено. К тому же Дмитрий Песков позднее заявил, что автоматического продления стамбульского соглашения (срок его действия истекает 19 ноября) не предусмотрено. Прежде предстоит дать общую оценку эффективности и соблюдения всех параметров договорённостей. «И потом уже выходить на решения», – прибегнул к эвфемизму Дмитрий Песков.
Но, может, мы не всё знаем и на этом треке, как говаривал А.А. Громыко, есть «подвижки»?
Турецкий марш Allegro maestoso
Возникают резонные предположения, что «подвижки», по крайней мере, ожидаются. Лоббистом выступит нынешний главный бенефициар зерновой сделки и в недалеком будущем султан регионального газового хаба Реджеп Тайип Эрдоган.
На встрече с Владимиром Путиным на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии президент Турции заявил: «Мы решительно настроены оказать содействие как для продолжения действующей сделки по зерновому коридору, так и для вывоза продовольствия и удобрений из России, как вы (В.В. Путин) говорили, в бедные страны через Турцию».
Мотивы Турции и дальше играть роль посредника между Россией и рядом других стран региона строятся на основательных опорах. Местная мукомольная и хлебопекарная промышленность, что уже многие годы перерабатывает российское сырье в муку, пасту и печенье, получила за счет черноморской сделки 1,3 млн тонн украинского зерна. Возросший поток сухогрузов через проливы Босфор и Дарданеллы также приносит дополнительный доход.
Наконец, использование Стамбула как площадки для проведения переговоров между конфликтующими сторонами, а также выступление Турции в дуэте / тандеме с ООН при заключении соглашения по зерну, подчеркивая при этом привилегированные отношения с Россией, повышает внешнеполитическое реноме страны, не забывшей о своем прежнем статусе региональной державы в эпоху Османской империи.
А потому нельзя исключать, что именно Анкара, которой Москва намерена передать в качестве поощрительного дара статус крупного хаба по распределению русского природного газа, лишив этой возможности недружественный, а вернее враждебный Берлин, станет перевалочным пунктом и распорядителем сельскохозяйственного сырья и продовольственного экспорта из России.
Договороспособность нерукопожатных
Готовность киевских эмиссаров на переговорах в Стамбуле, по крайней мере на словах, договориться о разрешении конфликта ещё в марте, о чем поведал Сергей Лавров, споткнулась о запретительный окрик из Вашингтона и, скорее всего, из Лондона. С тех пор киевский режим и вовсе утратил субъектность, превратившись в исполнителя чужой воли.
С одной стороны, исполнение роли марионетки полностью и окончательно подрывает доверие к любым заявлениям должностных лиц в Киеве. И лишает их договороспособности. Едва ли в Москве этого не знают и не понимают.
С другой стороны, если в официальном заявлении МО РФ сказано о том, что возобновление соглашения по зерновому транзиту обусловлено «письменными гарантиями со стороны Украины», то это может означать наличие не раскрываемой до поры до времени некоей негласной договоренности.
Геополитический контекст и подтекст
Искать причины столь быстрого разблокирования зернового транзита через Черное море стоит в изменении геополитического и геоэкономического фона, на котором проходит СВО. Пятидневная постановка на паузу зернового соглашения, похоже, высветила новый расклад сил и настроений в антироссийской коалиции.
Атака подводных дронов на корабли Черноморского флота в севастопольской бухте, если рассматривать ее в стратегическом измерении, стала очередным ходом Британии по повышению ставок в хорошо подготовленной с 2014 года агрессии против России.
Вслед за подрывами газопроводной системы «Северный поток» и Крымского моста англичане провели еще одну силовую, как выразилась официальный представитель российского МИД Мария Захарова, террористическую акцию. Лондону требовалась эскалация боевых действий. Зачем?
Вероятнее всего, в Лондоне не на шутку встревожились из-за участившихся сигналов, приходящих с другой стороны Атлантики, о том, что там пробудились к жизни политики-прагматики. Не только среди республиканцев, где нередко платили дань изоляционизму, но и в стане воинственных, мессиански заряженных демократов. Вспомним о недавнем письме 30 конгрессменов от демпартии с предупреждением Белому дому: «Альтернативой дипломатии является затянувшаяся война с неотвратимыми последствиями и катастрофическими и непостижимыми рисками».
К тому же в преддверии промежуточных выборов в Конгресс США (8 ноября) не только в блогосфере, но и с высоких трибун заговорили об охлаждении энтузиазма в Вашингтоне по финансированию прокси-войны с Москвой на украинских полях сражений.
Расчёт англичан, как водится, строился на нервно-неадекватной реакции русских, чтобы взвинтить напряженность и в превентивном порядке разрушить пока еще хлипкие мосточки, потенциально ведущие к закулисным переговорам Вашингтона и Москвы по сворачиванию, хотя бы частично, проекта «анти-Россия».
В тактическом плане нападением на ЧФ Лондон наносил удар по стамбульской зерновой договоренности, которая размывала пропагандистский тезис Запада, будто бы Россия провоцирует всемирный голод, лишая пищи беднейшие страны.
Похоже, в Москве разгадали хитроумный замысел, а потому выбрали формулу «приостановить» выполнение договоренности, а не решили выйти из соглашения, хлопнув дверью. Отсюда и смысл, и выбранная сдержанная стилистика заявления российского министерства обороны. Как было сказано: движение по коридору безопасности в Чёрном море, созданному в рамках реализации зерновой сделки, будет приостановлено до прояснения ситуации вокруг совершённой Украиной 29 октября террористической атаки против боевых кораблей и гражданских судов в Севастополе.
«Прояснение ситуации», надо думать, привело к правильным выводам. Своим согласием вернуться к исполнению зерновой сделки – при всех рисках и дискриминационном режиме в отношении российского зерна и удобрений – Москва лишила Лондон шанса повысить градус конфронтации.
А следовательно, сохранила свободу рук для ведения переговоров – параллельно боевым действиям, которым в любом случае нет альтернативы, в целях пусть даже временного подмораживания гибридной войны, ведущейся НАТО против России.
Фото: REUTERS/Dado Ruvic