Работая в 1980-е годы в Японии, я дважды переживал навязанные американцами японцам санкции в отношении Советского Союза. В 1980 году, когда администрация США «наказывала СССР» за ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан. И в 1983 году, кода наша страна была объявлена Р. Рейганом «империей зла» за пресечение организованного ЦРУ вторжения южнокорейского «Боинга» глубоко в воздушное пространство СССР в районе Камчатки и Сахалина.
Помню доверительные беседы с японскими бизнесменами, десятилетиями успешно торговавшими с нашей страной. Они сетовали на то, что политики мешают деловым связям с СССР, сознавая, что торгово-экономические «санкции» в отношении крупного и самодостаточного государства не могут изменить его политического курса.
Нечто подобное, думаю, происходит и сейчас, когда наша дальневосточная соседка Япония вопреки своим интересам рушит с немалым трудом созданные широкие связи с Россией. Японским бизнесменам остается только роптать и пытаться минимизировать потери.
Вскоре после спровоцированного коллективным Западом начала СВО японское правительство, выполняя установки Вашингтона по надуманному «территориальному вопросу», отказало нашей стране в режиме наибольшего благоприятствования и обрушило торгово-экономические связи с Россией. Было введено эмбарго на практически всю номенклатуру поставлявшихся в нашу страну японских высокотехнологичных товаров. Создавалось впечатление, что японский бизнес уходит с российского рынка.
Однако выясняется, что ситуация не столь критична. Как отмечают эксперты японского статистического центра Teikoku Databank, из 168 компаний, которые вели свою деятельность в России, об окончательном уходе объявили 18, что составляет около 11%. Правда, среди покидающих наш рынок весьма крупные производители, например автомобильный гигант Nissan Motor и производитель автомобильных шин «Бриджстоун», имевшие здесь свои заводы.
Однако есть и положительные примеры продолжения и даже наращивания сотрудничества. Так, на днях Министерство финансов Японии заявило о росте экспорта медицинского оборудования и изделий в Россию за последние полгода на 258,6%. Сообщается, что только в сентябре Япония увеличила экспорт медицинских изделий в Россию на 578,2%. В прошлом месяце Минфином был зафиксирован рост объемов экспорта в нашу страну компьютеров по медицинскому направлению на 124,3%. Это при том, что в первом полугодии финансового года их экспорт упал на 38,8%. Согласно данным ведомства, общий объем экспорта в соседнюю страну в сентябре снизился на 31,4 процента, а импорта — на 6,5 процента.
Как известно, японские крупные компании не желают терять поступающие в их страну российские энергоносители – нефть и газ. И в этом их вынуждено поддерживать правительство. Власти Японии заинтересованы в российском проекте «Сахалин-1» и обратились с соответствующей просьбой к компании Sodeco, имеющей там долю, заявил министр экономики, торговли и промышленности страны Ясутоси Нисимура. «Сейчас 95% японского импорта нефти приходится на Ближний Восток, поэтому проект «Сахалин-1» является важным для обеспечения энергобезопасности Японии и диверсификации импорта. По итогам изучения деталей указа президента России и надлежащих процедур мы нацелены на сохранение интересов в проекте «Сахалин-1». Я провел встречу с руководством Sodeco и передал просьбу положительно рассмотреть данный вопрос», — сказал министр на пресс-конференции.
Как отметил глава участвующей в проекте одной из крупнейших торговых компаний страны Itochu Масахиро Окафудзи, Япония нуждается в российских углеводородах. «Реальность такова, что мы не выживем, если не будет продолжать импортировать из России, даже если объемы будут меньше», — сказал он в интервью газете Financial Times. При этом японский бизнесмен подверг критике попытки оказывать на компанию «геополитическое давление», а также создавать блок для сотрудничества в области цепочек поставок, назвав их вредным для мировой экономики.
Несмотря на русофобскую позицию японского Кабинета министров во главе с Фумио Кисидой и его стремление всячески ущемить нашу страну и ее руководство вплоть до «персональных санкций», японские деловые круги изыскивают возможности не сжигать мосты в сотрудничестве с соседями. Согласно исследованию Teikoku Databank, Япония среди других развитых стран находится на предпоследнем месте по показателям ушедшего из России бизнеса. Она расположилась между Францией (13% ушедших компаний) и Италией (5%). Лидируют в этом списке Норвегия с долей 56% и Великобритания (47%).
Небезынтересны и данные о том, что страна-член НАТО Турция, не поддаваясь американскому давлению, установила абсолютный месячный рекорд по экспорту товаров в Россию: в августе объем поставок достиг 738 миллионов 527 тысяч долларов. Рост составил 87,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Общий экспорт Турции за месяц при этом вырос на 13,1 процента и составил 21,3 миллиарда долларов.
Японцы – прагматичная торговая нация, которая не любит упускать прибыль и ставить политику впереди экономики. Напомним, что даже в разгар холодной войны и навязанных американцами своим сателлитам жестких торговых ограничений КОКОМ (Координационный комитет по экспортному контролю – международная организация, созданная в 1949 году для многостороннего контроля над экспортом в СССР и другие социалистические страны товаров стратегического назначения) в 70-е годы прошлого столетия Япония делила с ФРГ первое-второе места по торгово-экономическому сотрудничеству Советского Союза с капиталистическими странами.