Режим российских контрсанкций распространён на все 14 британских доминионов

Режим российских контрсанкций распространён на все 14 британских доминионов

Отказ Европы от российской нефти практически невозможен

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

30 октября правительство России внесло в реестр недружественных стран и территорий 11 заморских территорий Великобритании, поддержавших антироссийские санкции Лондона. Это Бермуды, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, острова Кайман, Фолклендские острова, Монтсеррат, острова Питкэрн, Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, Акротири и Декелия, Теркс и Кайкос. До этого в списке наличествовали три другие подконтрольные Лондону территории (остров Ангилья, Британские Виргинские острова и Гибралтар), так что теперь режим российских контрсанкций распространён на все 14 британских доминионов.

Данное решение стало безальтернативным на фоне продолжающегося ухудшения британо-российских отношений: начиная с августа, власти вышеперечисленных 11 территорий под давлением Лондона начали вводить против России экономические ограничения, включая полное или частичное замораживание российских активов; запрет или ограничения на реэкспорт в РФ и из неё, а также на операции в российских рублях; эмбарго на инвестиции, в том числе иностранные, с этих территорий в российскую экономику. Стали вводиться ограничения даже на российский туризм. Напомним, большинство всех британских территорий за рубежом – общеизвестные мировые реэкспортные и офшорные центры. По данным британских источников (2021-22 гг.), минимум треть российских офшорных активов зарегистрированы на офшорных территориях Лондона, через которые осуществляется не менее трети реэкспортных операций России с зарубежными странами. И всё это продолжается не первый год…

Характерен пример британских Бермудских островов. По данным «Росавиации» и властей архипелага, из 980 самолетов нынешнего российского невоенного, в том числе торгового, авиапарка 730-770 были зарегистрированы к концу марта именно в «бермудской» офшорной зоне, причем эта юридическая «передислокация» берет начало ещё во второй половины 1990-х годов. Однако в середине марта с. г. бермудские власти с подачи Бориса Джонсона приостановили действие сертификатов лётной годности для тех «бермудских» самолетов, которые находятся либоиспользуются в России. Вскоре правительство РФ приостановило соглашение с Бермудами (1999 г.) о совместном надзоре зарегистрированными на архипелаге самолетами, а в апреле-июле с. г. большинство их удалось перевести в российский реестр.

Тем не менее в Лондоне и на Бермудах не успокаиваются: в конце августа 2022 года власти островов предписали местному управлению гражданской авиации организовать «возвращение» самолетов, включённых в российский реестр. Включение британского доминиона в российский перечень недружественных стран и территорий поставило точку разговорам о возможности здесь каких-либо компромиссов, которые заведомо стали бы игрой в одни ворота. Более того, до конца текущего года Росавиация планирует завершить инспекционную проверку 599 иностранных самолетов российских авиакомпаний, перевод которых в госреестр воздушных судов России и получение сертификатов лётной годности её авиационных властей формирует независимость российской гражданской авиации от санкций, сохраняет ее суверенитет и позволяет обеспечивать безопасность полетов на должном уровне.

Интересно отметить, что в обновлённом российском реестре недружественных субъектов не значатся южно-карибские островные территории Нидерландов (Аруба, Кюрасао, Вест-Индская федерация), являющиеся не менее значимыми офшорно-реэкспортными центрами.

Во-первых, эти территории и поныне дистанцируются от антироссийских санкций. Во-вторых, в конце октября власти Нидерландов выдали разрешения на обход 91 санкционной меры в отношении России, введённых ранее Брюсселем. Ранее инфраструктурное ведомство выдало разрешение на заход в порты страны 34 судам из России, специализирующимся на перевозке некоторых категорий товаров, включая химические удобрения и продовольствие. В свою очередь, министерство по вопросам климата и энергетической политики объявило о санкционных исключениях для 25 компаний, импортирующих российские энергоносители. Все эти «вольности» Амстердама не вызвали по крайней мере ярко выраженного недовольства ни среди евробюрократов, ни в Бенилюксе (оформленный ещё в 1944 г. таможенно-экономический союз Нидерландов, Бельгии и Люксембурга).

Дело в том, что в общем нидерландском импорте нефти и нефтепродуктов доля России уже который год составляет минимум четверть. Как признаёт Национальная радиовещательная корпорация, «российская нефть важна для Нидерландов. К концу 2021 года почти четверть всех импортируемых нефтепродуктов поступила из России. В случае с сырой нефтью она составляет даже около 30%». Танкеры с нефтью «из России разгружаются в Европорте (Роттердам. – Прим. авт.)и на Маасвлакте. Половина идет на нефтеперерабатывающие заводы в порту, другая половина транспортируется в другие порты и нефтеперерабатывающие заводы в Европе».

Тот же источник приводит данные, согласно которым реальный отказ Евросоюза от российского чёрного золота приведёт к колоссальным провалам в энергетическом балансе многих государств.

Импорт сырой нефти из России в 2021 году (баррелей в сутки)

СТРАНА

Российская нефть

Доля

Всего

Франция

98 000

13%

736 000

Германия

687 000

37%

1 877 000

Италия

180 000

15%

1 235 000

Нидерланды

414 000

31%

1 321 000

Венгрия

79 000

59%

135 000

Словакия

109 000

92%

119 000

Помимо поставок на нидерландский внутренний рынок, местный бизнес (в том числе совместно с российскими компаниями) ещё с 1950-х годов занимается реэкспортом поступающих из России нефти и нефтепродуктов. Кроме того, как и в советский период, российская нефть частично перерабатывается на двух НПЗ на Арубе и на Кюрасао, построенных более века назад и поныне являющихся одними из крупнейших центров нефтепереработки в Западном полушарии. Соответственно, решения Амстердама о выводе из-под санкций танкеров с российской нефтью и продуктами её переработки распространяется и на «южно-карибские» владения «страны тюльпанов», и едва ли эмбарго на российскую нефть с 5 декабря серьёзно повлияет на текущее положение дел…

Странам-потребителям нефти необходимо создать союз покупателей, в некотором роде «анти-ОПЕК+», написал недавно на сайте агентства Bloomberg некто Карл Поуп: дескать, это лишит Россию и Саудовскую Аравию способности взвинчивать цены и вынудит их продавать топливо на условиях так называемого рынка, параметры которого будут диктоваться потребителями из привилегированного «западного» клуба. Как отмечает телеграм-канал «Буровая», картель потребителей уже существует, это G7, и речь идёт о формировании его периферии путём вовлечения в него остальных энергодефицитных стран: «Связано это не столько с энергетикой, сколько с формированием "общего" фронта против России в первую очередь. Через консолидацию (картельные, то есть скрытые, договоренности) в вопросах энергобезопасности легче продавливать присоединившиеся страны на другие антироссийские санкции по самому широкому кругу вопросов». Подобного рода колониальные подходы будут способствовать большей консолидации в рамках «ОПЕК+», в то время как реальность свидетельствует о невозможности практического отказа стран Евросоюза от российской нефти.

Заглавное фото: REUTERS/Dado Ruvic

Другие материалы