Нефть и нефтепродукты
Украина в январе-сентябре текущего года импортировала нефтепродуктов на 6,14 млрд долл., что на 72,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. (3,57 млрд долл.). Расходы на топливо увеличились, а объемы поставок уменьшились на 12,6%.
В частности, за девять месяцев года Украина импортировала из Белоруссии топлива на 793,511 млн долл. (12,93%), из Индии – на 688,353 млн долл. (11,21%), из РФ – на 590,393 млн долл. (9,62%).
По словам вице-премьера и министра экономики Украины Юлии Свириденко, Киев полностью запретил импорт товаров (включая нефть) из России, о чем было заявлено еще в апреле. Интересно, а если бы Украина не запретила импорт из России, Россия запретила бы экспорт на Украину? Рост товарооборота, например, с Латвией, говорит, что вопрос вовсе не праздный.
По состоянию на май 2022 года из шести НПЗ на Украине (Кременчугский, Лисичанский, Херсонский, Дрогобычский, Одесский и Надворнянский) не работал ни один. По разным причинам пять из них были остановлены еще до начала проведения СВО, а шестой – Кременчугский НПЗ, покрывавший почти 30% спроса на топливном рынке Украины (2,5-3 млн тонн), прекратил работу после ударов ВКС РФ в мае. Тем не менее дефицита топлива на Украине нет! Нет ограничений на продажу бензина населению, как это было в начале СВО, когда продавали по 5-10-20-40 литров в одни руки. Да, цена выросла до 50-55 грн/литр, но бензин и дизельное топливо есть, по крайней мере во всех крупных городах. По примерным оценкам, нужды ВСУ составляют около 9 тыс. тонн ГСМ в сутки.
С мая 2022-го в ряде СМИ Украины и России появились сообщения о том, что Киев получает топливо из Казахстана. Цепочка была примерно такой: нефть госкомпании «КазМунайГаз» шла по нефтепроводу в Новороссийск; отгружалась на танкер, доставлялась по Черному морю на румынский НПЗ Rompetrol, принадлежащий все той же казахстанской госкомпании, оттуда уже в виде топлива груз по железнодорожным путям шел на Украину. Объемы таких поставок неизвестны. По другим данным, на Украину в октябре были осуществлены первые поставки топлива через Болгарию, а также из Италии.
В июне в украинский порт Рени на Дунае пришло 2 танкера Zumrut Enda и Lerik с нефтепродуктами объемом около 14 тыс. тонн из Амстердама. Каждый день из ЕС на Украину заходило до 230 бензовозов. В результате очереди на АЗС начали уменьшаться, лимиты продажи бензина на заправках – снижаться, вплоть до их отмены. Источники в компании WOG Holding BV отмечают, что для достижения нормального уровня обеспечения потребителей ежедневный импорт топлива на Украину должен вырасти с 15 тыс. тонн до 22 тыс. тонн, а с учетом потребностей ВСУ – до 27 тыс. тонн. Это по 600-700 бензовозов, пересекающих границу ЕС ежедневно.
Финансированием помогают страны НАТО. Пока на Украине будет продолжаться война Запада против России, Киеву будет оказываться финпомощь по критически важным для него вопросам, в т. ч. по топливу.
Электроэнергия
Украина вместе с Молдавией в марте отключилась от электросети, которая соединяла ее с Россией и подсоединилась к европейской. С тех пор Украина экспортировала 400-700 МВт электроэнергии в день в ЕС и в Молдавию. С 11 октября остановлен экспорт э/э в Польшу. Из-за этого потери в доходах у киевского режима составят 8-11 млн евро в сутки.
Польша рассчитывала, что дешевая украинская электроэнергия (в три раза дешевле польской) поможет во время энергетического кризиса, особенно зимой. Поляки запустили дополнительную ЛЭП от Хмельницкой АЭС до Жешува с планами увеличить поставки до 1000 МВт в день и даже хотели электричество экспортировать, зарабатывая на этом.
Потери генерации
Потери составляют 13,5 ГВт электроэнергетической мощности, включая 6 ГВт крупнейшей в Европе Запорожской АЭС, что эквивалентно 35% украинской электроэнергетики. Однако и здесь катастрофы нет. Оставшиеся мощности загружаются максимально, а с учетом того, что в 2021 году они были загружены на 53-55%, резерв был. Прекращение ударов по энергосистеме Украины даёт ей возможность восстановления. Председатель правления НЭК «Укрэнерго» 14 ноября заявил, что в Киеве могут перестать выключать свет уже через неделю.
При потере значительной части предприятий и большой численности населения снижаются и потребности в электроэнергии.
Предприятия на территории, подконтрольной Киеву
Нарушена работа многочисленных предприятий украинской оборонной, машиностроительной, химической, нефтеперерабатывающей промышленности, сосредоточенных в Харькове, Житомире, Одессе, Кременчуге и других городах. Сильнейшим ударам подверглись завод «Антонов», Кременчугский НПЗ «Укртатнафта», Одесский НПЗ, Лисичанский НПЗ, завод «Турбоатом» в Харькове, Харьковский тракторный завод, Жулянский машиностроительный завод «Визар» в Киевской области, Харьковский бронетанковый завод, Харьковский авиационный завод, Житомирский бронетанковый завод и многие другие предприятия.
Дать точную оценку в рублях или долларах уничтоженному имуществу и стоимости его восстановления или замены пока не представляется возможным.
Предприятия, потерянные Украиной
–«Азовсталь» (одно это предприятие – 40% металлургии Украины);
– Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича;
– единственный на Украине желатиновый завод в Лисичанске;
– единственный на территории бывшей Украины стекольный завод, способный выпускать листовое термополированное стекло;
– «Ясиноватский машиностроительный завод», выпускающий уникальную горнопроходческую технику;
– химкомбинаты «Азот» и «Стирол»: 61% украинских мощностей по производству аммиака (2,5 млн тонн), 55% мощностей по выпуску карбамида (1,3 млн тонн), 45% мощностей по производству аммиачной селитры (1,2 млн тонн);
– семь крупнейших металлургических и коксохимических предприятий в составе ЮГМК (7 предприятий: Макеевский металлургический завод (ДНР), Макеевский коксохимический завод (ДНР), Алчевский металлургический комбинат (ЛНР), Енакиевский металлургический завод (ДНР), Ясиновский коксохимический завод (ДНР), Комсомольское рудоуправление (ДНР) и Стахановский ферросплавный завод (ЛНР)) и подлежащий восстановлению Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, а также мощности по выпуску труб и стальных канатов;
– Стахановский вагоностроительный завод и «Азовмаш», а также многие другие.
Потери в агросекторе (данные могут меняться в связи с изменением линии фронта)
– Почти 15% украинского производства зерновых и зернобобовых в 2020 году, или почти 10 млн тонн зерновых;
– четверть украинских площадей под подсолнечником (1,6 млн га) и 20% его урожая (3,3 млн тонн) по итогам 2021 года;
– 20% украинского производства овощей (1,9 млн тонн), или 16% площадей (74,9 тыс. га) всей Украины под овощами. Херсонская область – лидер бывшей Украины по выращиванию овощей (1,2 млн тонн);
– 11% украинского производства фруктов и ягод, или 14% от общей площади украинских садов. Запорожская область производила свыше 90% товарной черешни на Украине, а Херсонская область выращивала 40% бахчевых культур.
Экономика Украины функционирует лишь постольку, поскольку есть такая необходимость у Вашингтона. Украина не способна выплатить свои долги, а они не будут прощены. В счет оплаты уйдут земля и оставшиеся активы, если государство Украина в какой-то форме сохранится.
При всех своих проблемах Украина может существовать таким образом продолжительное время. Ресурс для войны значителен – до 2,5 млн человек, затем на фронтах могут появиться иностранцы из Румынии, Польши, Прибалтики и др. А при затягивании конфликта на 2-3 года появятся новые виды вооружений, специально произведенные военной промышленностью США, Германии, Британии, Франции и других стран НАТО.