В уходящем году Украина пережила уже две волны национализаций. Первая началась сразу же после 24 февраля и была нацелена на активы российского происхождения. Сначала проводились аресты активов, принадлежащих российскому государству и российским юридическим и физическим лицам. А в августе Киев приступил к экспроприации российского имущества в пользу украинского государства. По состоянию на конец августа было национализировано более 900 объектов собственности России на общую сумму порядка 765 млн долл.
А 7 ноября СМИ сообщили о национализации имущества чисто украинского происхождения. Это можно назвать второй волной национализации. В отличие от первой волны, растянутой во времени, эти национализации произошли одномоментно. И тут же получили название «большая национализация», или «национализация большой пятерки». Власти страны объявили о переходе в государственную собственность таких гигантов украинской экономики, как «Укрнафта», «Укртатнафта», «Мотор Сич», «АвтоКрАЗ» и «Запорожтрансформатор». Главными акционерами названных компаний были известные украинские олигархи.
Первые две из названных компаний – преимущественно нефтяной бизнес. Крупный акционер – Игорь Коломойский; в первой из двух компаний ему принадлежит 42%, во второй – 60%.
«Мотор Сич» – всемирно известная компания, производящая двигатели для самолётов. Её известность еще больше возросла после того, когда в конце 2020 года 56% акций предприятия приобрели инвесторы из КНР. Однако затем Антимонопольный комитет отменил данную сделку, что привело к серьезному конфликту между Киевом и Пекином. Гендиректор и крупный акционер «Мотор Сич» – 84-летний Вячеслав Богуслаев.
«АвтоКрАЗ» (Кременчугский автомобильный завод) – производитель грузовых автомобилей гражданского и специального назначения, бронетехники и поставщик запасных частей к ним, а также прицепов и полуприцепов. Владельцем «АвтоКрАЗа» выступает Константин Жеваго – самый молодой миллиардер в Европе.
«Запорожтрансформатор» – компания, производящая трансформаторы, электрооборудование и реакторы. Владельцем является Константин Григоришин.
Официальная версия решения о национализации украинских гигантов – необходимость военно-экономической мобилизации. Переход этих предприятий в госсектор позволит более полно удовлетворять потребности военных в оружии и военной технике. Государство будет проводить необходимую корректировку работы компаний, налаживать производство новых видов продукции, обеспечивать 100-процентную загрузку производственных мощностей, контролировать себестоимость продукции и т. п. «Такие шаги необходимы для нашего государства в условиях войны, предпринимаются согласно действующим законам и помогут обеспечить насущные потребности нашего сектора обороны», – сообщил Зеленский. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль объявил о переводе национализированных предприятий на военные рельсы: «Эти предприятия должны работать 24 на 7 для потребностей страны».
Есть и другая версия. Мол, руководители и владельцы указанных компаний погрязли в коррупции, фальсификациях и иных злоупотреблениях, продолжают поддерживать отношения с Москвой.
Так, Жеваго, владеющий «АвтоКрАЗом», находится под международным ордером об аресте по делу об исчезновении 113 миллионов долларов из ныне несуществующего банка. Григоришин подозревается в сохранении связей с Москвой и пророссийских настроениях. Коломойский, который продвигал Зеленского на пост президента, сейчас с Зеленским на ножах. А Вячеслава Богуслаева заподозрили в поставках продукции предприятия, в частности двигателей для вертолётов, в Россию через подставные фирмы, и он был арестован.
На сегодняшний день, как сообщают украинские СМИ, Жеваго и Григоришин в бегах, Богуслаев в тюрьме, а Коломойский отсиживается в Израиле.
Наконец, есть еще одна версия, весьма прозаичная, а потому вполне вероятная. Все пять гигантов украинской экономики находятся в весьма плачевном состоянии, генерируют убытки. И их хозяева даже рады передать их государству, которое за счет казны будет поддерживать их на плаву. Украинская конституция прямо говорит о том, что любая национализация должна сопровождаться денежным возмещением бывшему владельцу имущественного объекта (правда, при проведении национализаций российских активов это требование конституции было нарушено; переход объектов имущества осуществлялся без компенсаций). Разговоры среди некоторых экспертов идут лишь по вопросу о том, когда владельцы пяти гигантов могут получить возмещение – сейчас или по окончании войны с Россией. Вероятно, «раскулаченных» олигархов обнадежили слова секретаря украинского Совбеза Алексея Данилова: «Национализированные активы получили статус военного имущества и переданы Минобороны. По завершении военного положения эти активы могут быть возвращены собственникам, либо им будет выплачена компенсация».
Есть эксперты, которые полагают, что главным бенефициаром всего спектакля под названием «национализация» является Игорь Коломойский. Что чуть ли не он и подал идею национализации. А остальные фигуранты этой истории (Жеваго, Григоришин, Богуслаев) – статисты, призванные замаскировать роль истинного бенефициара Коломойского. Долги его двух компаний просто астрономические. Около полумиллиарда долларов – долги нефтяного бизнеса Коломойского перед государством и около ста пятидесяти миллионов долларов долги «Укртатнафта» перед Татарстаном. В состав «Укртатнафты» входит Кременчугский НПЗ. Он сейчас разбомблен, а значит, и расходы на восстановление ложатся уже не на Коломойского, а на государственный бюджет.
На спасение от банкротства в виде национализации могут рассчитывать и украинские банки. В октябре Зеленский подписал закон о национализации системообразующих банков за 1 гривну. Независимо от фактического размера капитала и долгов «неплатежеспособного» банка его стоимость при продаже государству составит 1 гривну. В настоящее время в перечень системно значимых банков входят 14 украинских банков, в том числе все 4 государственных банка.
Однако вернёмся к «национализации большой пятерки». По мнению экспертов, три миллиардера, подпавших под национализацию, вряд ли смогут претендовать на возмещения, так как либо находятся уже под судебным следствием (Жеваго и Богуслаев), либо в ближайшее время под ним окажутся (Григоришин). А Коломойский в очередной раз выйдет сухим из воды и получит из казны жирное возмещение. А, может быть, в случае окончания войны государство вернет ему его активы (доли в капитале «Укрнафта» и «Укртатнафта»).
Есть ещё одна версия «большой национализации». Эта акция была спланирована совместно Киевом и американцами из лагеря республиканцев. Операция была проведена аккурат накануне выборов в Конгресс США и имеет политический контекст. Любая национализация предусматривает проведение глубокого аудита имущественного объекта при его переходе из частных рук в руки государства. И вся национализация от 7 ноября задумана ради того же Игоря Коломойского. Но в данном случае ему отводится роль не главного бенефициара, а главной жертвы. Данная версия предполагает, что появятся неопровержимые доказательства преступных связей Коломойского и сына Джо Байдена – Хантера Байдена. Об этом сообщил бывший украинский политик Злочевский, а также совладелец энергетической компании «Буризма» (газодобывающий холдинг). Он, как и Коломойский, через компанию «Буризма» был связан с сыном американского президента. Хантер Байден входил в совет директоров Коломойского с 2014 по 2019 г. и получал за это до 50 тыс. долларов в месяц. Хантера Байдена обвиняют в том, что он воспользовался тем фактом, что его отец был тогда вице-президентом США. Офшорная фирма Байдена-младшего с апреля 2014 по ноябрь 2015 г. получила не менее 3,5 млн. долларов от «Буризмы».
Согласно последней версии, операция «большая национализация» спланирована американскими республиканцами, которые ищут возможности подвести Джо Байдена под импичмент. И через эту операцию рассчитывают на то, что в конце концов будет проведена экстрадиция Коломойского в США. Планировщики операции очень рассчитывают, что экстрадиции Коломойского поспособствует Зеленский, поскольку отношения между ними приняли форму острого конфликта. Появление в Америке Коломойского в качестве то ли свидетеля, то ли соучастника и обвиняемого резко повысит вероятность успеха операции по досрочному выдворению Джо Байдена из Белого дома.
Более точное представление о причинах и мотивах резонансного «раскулачивания» нескольких украинских олигархов мы получим через некоторое время. Для этого надо следить за дальнейшей судьбой как пяти национализированных компаний, так и четырех их бывших хозяев.
Фото: discover24