22 декабря ФГИ (Фонд госимущества Украины) объявил аукцион по продаже имущественного комплекса госпредприятия «Морской торговый порт «Усть-Дунайск». Как восторженно говорят в ФГИ: «Это новый опыт - передача целостного порта в частную собственность».
Аукцион запланирован на 17 января 2023 года. Стартовая цена - 60 млн грн. По данным Администрации морских портов, в состав объекта также входят 15 судов, 4 плавпричала и 6 транспортных средств. Причем в ФГИ говорят, что два плавучих крана порта находились в Херсонской области, их судьба пока неизвестна и, если они исчезнут, компенсацию заплатит Россия.
Продажа госимущества не слишком радует украинцев, отчего негативную реакцию гасят заявлениями, что спрос на украинские порты нынче огромный и, возможно, в аукционе будут принимать участие европейские компании.
Народ соблазняют «серьезной перспективой развития порта после завершения военных действий». Как уверяет директор департамента корпоративного управления ФГИ Юрий Чердынцев: потенциальные покупатели «понимают, что это будет экономический скачок, и они хотят быть в эпицентре развития».
Глава ФГИ Рустем Умеров говорит, что порт будет играть важнейшую роль в мировой продовольственной безопасности, так как имеет большой потенциал для развития экспорта продовольствия. Но только потенциал, больше ничего – все разворовано.
Порт «Усть-Дунайск» был создан приказом союзного министерства в 1977 году как база по приему и обслуживанию лихтеровозов. Находится в южной части Жебриянской бухты Черного моря, где соприкасается с Очаковским устьем реки Дунай.
Он состоит из трёх активов: самого порта в городе Вилково Одесской области, портопункта Килия на 54 км реки Дунай, где производятся погрузочно-разгрузочные работы и базы обслуживания спецсудов лихтеровозов на острове Шабаш. Порт не связан железнодорожным и автомобильным сообщением с населенными пунктами.
В свое время имел серьезное значение, пиком успеха был 1989 год, когда Усть-Дунайск обрабатывал до 3,7 миллиона тонн в год. После развала Союза украинские власти разорвали отношения с россиянами и полностью лишилась лихтеровозного транзита, а сотни лихтеров Дунайского пароходства стали в отстой. Килийский судостроительно-судоремонтный завод остался без заказов. Порт потерял объемы работ, грузооборот сократился на 70%, возникла задолженность. Киевские власти отказались выделять средства на углубление канала, в итоге лихтерная часть порта перестала существовать.
Порт стали растаскивать за долги. За бесценок продали буксиры, баржи, лихтеры, средства малой механизации, помещения. Показатели стремительно падали. Для сравнения: в 2004 году порт обрабатывал 1 млн тонн, а в 2019 году его грузооборот составил лишь 71 тыс. тонн (0,05% от грузооборота всех морских портов страны). Порт разворовали и убили сами, без вмешательства Москвы. Теперь продают. Так будет со всей страной.
Соб. корр. ФСК