Недавняя ситуация на административной границе между Сербией и Косово показала, что многолетний конфликт вступает в финальную стадию. Проживающие на территории Северного Косово сербы пытаются сопротивляться, но делают это скорее по инерции, а если называть вещи своими именами – от бессилия. В Белграде имитируют готовность идти до конца, вот только конец этот совсем не тот, о котором ранее звучало столько ярких речей. Грозные заявления слышались и на этот раз: президент А. Вучич отдал приказ о приведении ВС страны в полную боевую готовность, в район границы начали стягивать войска, но войны не случится, и тому есть несколько причин.
Главная из них – осознание, что в современном мире не осталось места справедливости, а обух плетью не перешибить. Сербы и раньше говорили – против нас весь мир, а сегодня стало очевидным, что даже Россия, которая долгое время оставалась для сербов последней надеждой, помочь им не в состоянии. Когда находишься в окружении НАТО, под сильнейшим политическим и экономическим нажимом западных структур, выбор действий крайне невелик. А когда волчья стая видит, что жертва слабеет, напор усиливается многократно.
26 декабря послы США, Великобритании, Германии, Италии и Франции предъявили А. Вучичу ультиматум: в 24 часа разобрать баррикады, возведенные сербами на севере Косова и Метохии. Добавив, что в противном случае они не станут препятствовать косовским албанцам самостоятельно разобраться с ситуацией. Выпад совершенно оскорбительный, и Белград ответил отказом – иначе в данной ситуации поступить было нельзя. Войска проинспектировал сам А. Вучич вместе с главой МО, а некоторые российские эксперты немедленно принялись сравнивать возможности противоборствующих сторон и делать вывод, что сербам светит быстрая и яркая победа.
Действительно, силы безопасности Косово выглядят заметно слабее: по сути, это даже не армия, а некие вооруженные формирования, их численность не превышает 5 тысяч человек, у них нет ни артиллерии, ни танков, ни истребителей. Но за ними стоят пять многонациональных оперативных группировок KFOR: сектор «Север» (под командованием Франции), «Восток» (США), «Юг» (ФРГ), «Запад» (Италия) и «Центр» (Великобритания). Конечно, их тоже не так много – около 4 тысяч человек из 28 стран, которые на данный момент находятся в подчинении командующего KFOR генерал-майора Ференца Кайари (Венгрия).
Но в районе Приштины расположена военная база США Бондстил (свыше 7 000 военнослужащих) – вторая по размерам в Европе после базы Рамштайн в ФРГ. То есть речь идет о стратегических обьектах НАТО, и KFOR на этом фоне превращается в структуру, которой отведены охранные или полицейские функции. ВС Албании оставим за скобками. При таком раскладе шансы ВС Сербии стремятся к нулю, и А. Вучич направил в зону эскалации начальника Генерального штаба.
Начальник ГШ Сербии генерал М. Мойсилович
Милан Мойсилович родом из города Косовска Митровица. Танкист, участник боевых действий в Косово. Затем отвечал за сотрудничество сербской армии с КФОР, после чего в 2011 году возглавил сербские сухопутные войска. С 2013 по 2017 год возглавлял военную миссию Сербии в НАТО, одновременно прошел обучение в Европейском колледже безопасности. По возвращении в Белград был назначен заместителем министра обороны по вопросам политики обороны, а в сентябре 2018 года указом А. Вучича возглавил Генеральный штаб.
Прибыв на границу, генерал М. Мойсилович заявил: «Задачи, поставленные перед сербской армией и мной как начальником Генштаба, точны и ясны и будут полностью реализованы. Ситуация сложная и требует присутствия армии Сербии вдоль административной линии». Заметим, при этом летчикам армейской авиации Сербии был дан приказ не только не пересекать границу, но и не приближаться к ней ближе чем на три километра. А артиллеристам строго запретили расчехлять орудия.
«Косовский премьер» Альбин Курти по своему обыкновению не стал сдерживать эмоции – он назвал сербов «лысыми людьми с бородами в темной униформе, которые обожают Кремль и вагнеровцев». 27 декабря Курти заявил, что командование KFOR попросило немного подождать, но «это вопрос нескольких дней». 29 декабря А. Вучич отменил приказ о приведении ВС в полную боеготовность, а косовские сербы приступили к разбору заграждений и разблокировали КПП. В Белграде обьявили о своей победе, поскольку албанские власти выполнили требование освободить арестованных ранее сербов, в Приштине заявили, что лишь изменили меру пресечения и те переведены под домашний арест. А суд еще впереди. Его исход и последующая реакция сербов вполне прогнозируемы, как и то, чем все завершится в итоге.
30 декабря А. Вучич выступил с пространным заявлением, расцвеченным яркими фразами. Он признал, что столкновение с НАТО обернулось бы для Сербии катастрофой, а также высказался о перспективах. Он прямо заявил: «Ожидаю, что ко мне в первой половине января приедут «великаны» мира, которые будут учить меня, как нам достичь соглашения, которое им нравится. У меня это всегда вызывает тошноту, но я их красиво встречу и буду изображать, что мне очень хорошо, что я получал удовольствие от этих чудесных разговоров и так далее». Но что же, встречать 2023 год в таком ожидании – тоже показатель.
При этом важно отметить изменения в общественном мнении. Практически исчезли баннеры «Крым – это Россия, Косово – это Сербия», «Нас с Россией 150 миллионов» и даже «Путин, спаси и сохрани», ранее встречавшиеся повсеместно.
По данным МВД, с конца февраля по начало ноября в Сербию прибыли и зарегистрировали своё проживание 140 тысяч 141 россиянин. Большинство составили мужчины призывного возраста, которые не скрывали, что покинули свою страну, скрываясь от мобилизации. Они живут в Белграде и не стеснены материально, что отразилось на ценах на аренду жилья и вызвало недовольство тех сербов, кто снимает квартиры. Еще большее осуждение и неприятие повлекло то, что среди прибывших из России оказалось немало демонстрировавших свои «прогрессивные либеральные взгляды». Так, 24 и 26 декабря в Белграде прошли антироссийские акции, подобная состоялась в городе Нови-Сад. TG-канал «Прогрессивная Сербия» занял откровенно проукраинскую позицию, а группа граждан РФ даже обратилась в МВД с требованием гарантий, что участников политических акций не депортируют.
Эти события побудили активизироваться и сербскую оппозицию. В августе вице-председатель скупщины и глава комитета по внешней политике Борко Стефанович заявил, что «рестриктивные меры по отношению к Российской Федерации приняли все европейские страны и в этой ситуации Сербии не о чем размышлять — наше будущее в ЕС». Б. Стефанович, занимающий такие важные посты, одновременно является зампредседателя оппозиционной Партии свободы и справедливости. Он не ограничился декларациями: в конце ноября им был представлен в скупщину проект резолюции, в которой предлагается правительству в кратчайший срок согласовать свою внешнюю политику с ЕС по вопросу ограничительных мер в отношении РФ и ее руководству и ввести соответствующий пакет санкций.
А что Москва? 28 декабря пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «Россия очень внимательно следит за тем, что происходит и как обеспечиваются права сербов. Россия имеет с Сербией тесные союзнические отношения, и исторические, и духовные, и иные». В ноябре Белград посетил замглавы МИД Александр Грушко, а 23 декабря Владимир Путин подписал указ о награждении посла РФ в Сербии Александра Боцан-Харченко орденом Александра Невского «за большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации и многолетнюю добросовестную дипломатическую службу».
Стоит напомнить, что 17 января 2019 года В.В. Путин лично вручил в Белграде такой же орден А. Вучичу. На церемонии награждении он сказал: «В почти 300-летнию историю этого ордена вписаны в том числе и славные имена выдающихся деятелей Сербии. Среди них – возглавлявший борьбу за сербскую независимость в XIX веке князь Милош Обренович и премьер-министр Никола Пашич, стоявший во главе сербского правительства в годы Первой мировой войны. Теперь в почётный список кавалеров ордена Александра Невского заслуженно внесено и Ваше имя. Знаем Вас как подлинного сторонника самых тесных, тёплых отношений между Россией и Сербией. Во многом благодаря Вашему личному участию российско-сербское взаимодействие успешно продвигается по всем направлениям, не подвержено международной и политической конъюнктуре». В ответном слове А. Вучич заверил: «Для меня и для Сербии получить орден Александра Невского – большая честь, но также большая ответственность моей будущей работы в деле расширения сотрудничества между Россией и Сербией. Между нашими странами очень хорошие политические отношения. Конечно, у нас много возможностей увеличить и расширить наше сотрудничество по экономическим вопросам. Эта награда, это признание – это большое обязательство для меня работать над развитием будущих отношений между Сербией и Россией».
Надо отметить, что Белград не стремится сжечь все мосты. Именно этим можно объяснить назначение 1 декабря главой ведущей сербской спецслужбы БИА (Безбедностно информативна агенциjа – Агентство по вопросам безопасности и информирования) Александра Вулина.
Александр Вулин
Он неоднократно выступал с обвинениями в адрес Запада за двойные стандарты в косовской проблеме и публично выступал против введения Сербией санкций против России. А. Вулин считается одним из главных русофилов в высших эшелонах сербской власти: к примеру, в октябре он заявил, что без России Сербия рискует физически исчезнуть. Очень многое в новом году будет зависеть от развития СВО.
Заглавное фото: REUTERS/Marko Djurica