Европейские колонизаторы в конкурентной борьбе за Ливию

Европейские колонизаторы в конкурентной борьбе за Ливию

Новый раунд обострения межимпериалистических противоречий

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

В Африке обостряются межимпериалистические противоречия. Италия, конкурируя с Францией в Ливии, пошла на сближение с Турцией, проведя ряд встреч на уровне премьер-министров, глав МИД и МВД. Ливия с 1911 по 1942 гг. была итальянской колонией, а до этого входила в состав Османской империи. Рим считает важным сохранить контроль над этой страной как за «воротами в Африку».

И Рим, и Париж раздражены активным сотрудничеством африканских стран с Россией в сфере экономики и укрепления безопасности. Однако интересы Парижа и Рима не совпадают: каждый надеется получить основной доступ к ливийским недрам. В конце января премьер-министр Италии Джорджа Мелони в ходе визита в Триполи подписала соглашение об инвестировании итальянским концерном Eni SpA $8 млрд в разработку ливийских месторождений газа и нефти. К работам планируется приступить в 2026 г.

Концерн Eni SpA – конкурент французской Total. Энергетическая сделка Триполи и Рима воспринимается Парижем как угроза экономическим интересам Франции в Северной Африке. Поддержка позиций Италии Турцией ещё больше усугубляет и непростые франко-турецкие отношения.

В поисках противовеса Париж пошёл на сближение с Грецией, чтобы предотвратить расширение итало-турецкого партнёрства на восточное Средиземноморье. Греко-турецкие отношения отягощены территориальным спором о принадлежности островов в Эгейском море. Анкара выступает против милитаризации островов, Афины же продолжают завоз военной техники американского производства, наращивая силовой потенциал на случай возможного обострения обстановки.

Греческие порты в Эгейском море используются Пентагоном для транзита военной помощи Украине. Пойдя на сотрудничество с американцами в деле снабжения Киева вооружением, Афины не могут сойти с этой дорожки, не могут прекратить завоз военной техники. Анкара видит в этом скрытую попытку Греции добиться силового перевеса над Турцией: кое-что из привозимой техники перепадает и греческой армии.

Половина всех мигрантов в Италию идёт через Ливию. Миграционная безопасность в переговорах с ливийцами имеет для Рима не меньшее значение, чем энергетика. Франция в поисках союзников склоняется к Германии для образования геополитической оси Париж – Берлин на фоне динамики расширения отношений Италии с Соединёнными Штатами. Однако в ливийском вопросе Берлин не окажет Парижу полную поддержку: Германия заинтересована в уменьшении миграции через Ливию в ЕС не меньше Италии и не намерена мешать итало-ливийскому партнёрству.

В январе 2023 г. Ливию посетил директор ЦРУ Уильям Бернс, обеспокоенный успехами российской ЧВК «Вагнер» в этой стране.

Бернс пытался договориться с ливийскими лидерами о недопущении россиян в регион нефтяного полумесяца, дающего 60% экспорта ливийской нефти (побережье залива Сидра с крупными терминалами Сидре, Рас Лануф, Брига и Зувейтине). Ежедневное производство нефти в Сидре составляет 350 тысяч баррелей, Рас Лануфе – 220 тысяч баррелей, Зувейтине – 100 тысяч баррелей, Брига – 8 тысяч баррелей.

Появление Бернса в Ливии Парижу не на руку. Стараясь сделать Европу после выхода Великобритании из ЕС менее «англосаксонской», Франция недовольна перспективами сотрудничества Вашингтона и Рима на ливийском театре. Министр иностранных дел Италии Антонио Таяни в ходе переговоров с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу подчеркнул, что «Италия стремится усилить политический процесс в Ливии под эгидой Организации Объединенных Наций с целью организации выборов, которые узаконят институты североафриканского государства». Рим претендует на роль главного куратора ливийского направления в политике ЕС и ООН, оттесняя Париж в сторону.

Чтобы сдержать Россию и снизить стратегические выгоды от итало-турецкого партнёрства, Франция закрепляется в Черноморском регионе, развивая отношения с Румынией. Французский контингент составляет ядро подразделения натовской базы в Чинку. «Должна напомнить вам, что мы присутствуем в Румынии на длительный срок и не исключаем постоянного присутствия», – заявила министр иностранных дел Франции Катрин Колонна.

Париж заявляет о вкладе в повышение обороноспособности Румынии и общей политики НАТО на Чёрном море, но за этим скрывается попытка обеспечить себе более выгодные стратегические условия в диалоге с конкурентами. Американские военные грузы из греческих портов в Эгейском море доставляются на Украину через румынский порт Констанца, присутствие Франции в Чёрном море означает присутствие вблизи этих коммуникационных маршрутов. Одновременно Франция консультирует Румынию по вопросам развития военно-морского флота. В ближайшие годы Париж поставит румынским ВМС подлодки Scorpen.

Франция сейчас в запутанной ситуации: поддерживает милитаризацию англосаксами Греции и Эгейского моря в противовес Турции, сотрудничает с проамериканским правительством Румынии, но вместе с Германией работает на уменьшение англосаксонского влияния в Европе и конкурирует в Ливии с Италией, поддерживаемой американцами. При этом все упомянутые государства считают поставки энергоресурсов из Северной Африки альтернативой российскому экспорту сырья и, значит, вынуждены искать диалога друг с другом.

Франко-итальянское соперничество в Ливии – одна из граней более масштабных попыток двух европейских держав удержать в своих цепких когтях остатки былого колониального наследия. Италия намерена усилить своё присутствие в регионе Сахеля, на стыке границ Ливии, Чада и Алжира. В Нигере, который граничит с этими странами, размещены 470 итальянских военнослужащих, там же находятся 4 тыс. французских солдат.

Официальная причина отправки итальянских войск в Нигер – борьба с незаконной миграцией и предупреждение исламистской угрозы (через Нигер проходят миграционные маршруты к побережью Ливии). И это решение укладывается в рамки новой итальянской концепции Расширенного Средиземноморья (il Mediterraneo allargato). Такое Средиземноморье на севере простирается до Альп, на западе – за пределы Гибралтара до Канарских островов и Атлантики, на юге – до Сахеля, на востоке – до Чёрного моря и Крыма, включая весь Ближний Восток, Африканский Рог и явно не учитывает интересы Франции.

Проект Расширенного Средиземноморья не имеет конкретных географических границ, он является умозрительной конструкцией и инструментом проекции присутствия Италии в стратегически важных точках планеты – в Северной и Тропической Африке, в Черноморском регионе, на Ближнем Востоке.

Появление Италии в Сахеле Париж рассматривает как вторжение в зону своих традиционных интересов. Опираясь на страны Магриба как плацдарм для продвижения французского военно-политического влияния вглубь Африканского континента, Париж стремится «дотянуться» через Мали, Нигер и Чад до границ Ливии, которую Рим считает своей старой колониальной собственностью.

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru