Турне немецкого канцлера по Аргентине, Чили и Бразилии можно считать провальным. Было много слов, обещаний и показного дружелюбия, но не более того. Олаф Шольц не сумел избавиться от традиционного для себя формата общения в жанре «бла-бла-бла» несмотря на то, что эти три страны вроде бы относятся к привилегированным партнёрам ФРГ на континенте. Одной из заявленных целей поездки было достижение согласия по запуску договора о свободной торговле Евросоюза с четвёркой стран, входящих в Меркосур – Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Два десятилетия ушло на проработку текста такого договора. Отсутствие гибкости в подходе европейцев к формированию взаимоприемлемого варианта не раз ставило переговорный процесс на грань краха.
В июне 2019 года все препоны были, казалось, преодолены, но процедура ратификации постоянно откладывалась. Среди многих причин, которые выдвигались немцами и вообще западными европейцами, – вырубка тропических лесов в Бразилии, «неправильное» отношение южноамериканских подписантов к защите климата и охране окружающей среды в своих странах. У южноамериканцев тоже есть претензии, прежде всего по поводу протекционизма, практикуемого Евросоюзом, который препятствует поставкам сельскохозяйственной продукции из Меркосур в Европу. Причина понятна: страны ЕС защищают интересы своих производителей сельскохозяйственной и мясомолочной продукции от напористых конкурентов из Южной Америки. Отсюда, мол, и жёсткая стратегия европейских переговорщиков.
Разумеется, южноамериканцев раздражает менторская тональность рекомендаций, которыми злоупотребляют представители ЕС. Особенно в отношении соблюдения прав человека и демократических процедур во внутренней политике стран Меркосур. Замечено, что проблематика «прав человека» постоянно использовалась европейцами для притормаживания переговорного процесса.
Шольца в его турне сопровождала многочисленная делегация предпринимателей, бизнесменов, финансистов с чётко намеченной программой действий по интенсификации торговли и импорту сырья. Это немецкий прагматизм: да, торговый договор пробуксовывает, но текущие задачи надо решать. Следует спешить и с налаживанием переноса части производства за границу. Возросшие затраты на энергию и сырьё, обострённая ситуация в цепочках поставок, нехватка квалифицированных кадров (следствие неолиберальных экспериментов!) стали для немецкого бизнеса экзистенциальной проблемой.
Стратегическую для Германии задачу импортозамещения на фоне обвальной деградации торгово-экономических отношений с Россией приходится решать в пожарном порядке. Нет сомнений, что кризисная ситуация будет сохраняться в ближайшие годы, быстрых вариантов выхода из неё не просматривается, поэтому южноамериканское направление для ФРГ – одно из важнейших.
Судя по интервью Шольца, которое он дал перед отлётом в Южную Америку, канцлер намеревался вовлечь Аргентину, Чили и Бразилию в натовскую конфронтацию с Россией, подключить их к оказанию военной помощи Украине, то есть стать стороной вооружённого конфликта. Реакция собеседников канцлера оказалась предсказуемо негативной. Президент Аргентины Альберто Фернандес заявил, что его страна, как и другие страны Южной Америки, «не изучают вопрос отправки оружия» Украине. Чилийский президент Габриэль Борич высказался в том же духе.
Шольц в беседе с бразильцем Лулой придерживался самого негативного прогноза для России в том, что касается развития событий вокруг Украины. Вывод канцлера: у Бразилии есть возможность сделать «правильный» выбор и присоединиться к будущим триумфаторам. Плохо завуалированная ультимативность совета вряд ли понравилась такому матёрому политику, как Луис Инасиу Лула да Силва.
Бразильский лидер на пресс-конференции по итогам встречи указал на необходимость всестороннего изучения причин возникновения вооружённой конфронтации: «Я думаю, что причина войны между Россией и Украиной должна быть прояснена. Это из-за НАТО? Из-за территориальных претензий? В мире мало информации об этом. Почему ни одна из сторон не проявляет достаточной готовности разрешить войну путём переговоров?» Разумеется, президент Бразилии хорошо осведомлён о причинах, побудивших Россию начать специальную военную операцию (СВО), об откровениях политиков и генералов натовских стран по поводу их планов: Запад намерен нанести Москве поражение, чтобы она капитулировала и не навязывала свою «авторитарную повестку» мировому сообществу.
Западная внешняя политика направлена на дальнейшее разжигание конфликта на Украине, на вовлечение в него новых действующих лиц. Именно по этой причине Лула с таким плохо скрываемым негодованием отнёсся к недобросовестным манёврам немецкого новичка в Большой игре.
Нельзя не отметить, что милитаристские мотивы в заявлениях Шольца были «с пониманием» встречены в определённых кругах представителей немецкой диаспоры, предки которых перебрались в страны Южного конуса после Первой и Второй мировых войн. Эти люди традиционно придерживаются правых взглядов. Среди них много влиятельных персонажей, выходцев из семей, преемственно занимавших в регионе доминирующие позиции в экономической жизни со времён, когда Германия называлась Третьим рейхом. Сегодня немецкая разведка БНД (Федеральная разведывательная служба), помимо решения чисто разведывательных задач, обеспечивает безопасность и эффективность немецкого бизнеса в Южной Америке. По традиции, восходящей ещё ко временам Вальтера Николаи, возглавлявшего разведку при императоре Вильгельме II, в Германии в качестве оперативных прикрытий чаще всего используются предпринимательские «крыши».
Резидентуры БНД в странах Южного конуса в последнее время ориентированы на создание в местных правительственных кругах благоприятных условий по обеспечению поставок металлов, в первую очередь лития. Мировой бум электрического транспорта с использованием литий-ионных батарей – это тенденция, лидерство в которой пытается сохранить автомобильная промышленность Германии.
Стратегическая ценность лития определяет остроту конкурентной борьбы за южноамериканские месторождения, 70 процентов которых находится на территории Боливии, Чили и Аргентины. Это «литиевый треугольник», экспорт из которого осуществляется через чилийский порт Антофагаста. Возможно, именно «литиевая тема» была основной в беседах Шольца с президентом Чили Габриэлем Боричем.
Тема СВО поднималась немецкой делегацией на всех уровнях, но преодолеть «прорусские настроения» латиноамериканцев не получилось: организации левого толка на континенте инициативно распространяют доступную информацию по этому вопросу, проводят разъяснительную работу, подключают к ней подконтрольные печатные органы, радиостанции, Интернет, соцсети.
Мнение о том, что конфликт на Украине взращён и спровоцирован Соединёнными Штатами, распространяется всё шире. Вывод очевиден: «некритичное», по мнению Шольца, отношение южноамериканских президентов к украинскому конфликту – это прямое отражение доминирующих настроений в обществе. Так что миссия Шольца в странах, хорошо знакомых с modus operandi «империи» США, явно провалилась.