Никакие финансовые маневры уже не помогут – нужны радикальные реформы, нацеленные на возрождение реального сектора экономики

Январский дефицит российского бюджета: финансовый провал или сезонное колебание?

Никакие финансовые маневры уже не помогут – нужны радикальные реформы, нацеленные на возрождение реального сектора экономики

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

6 февраля Минфин опубликовал данные об исполнении федерального бюджета за первый месяц нынешнего года. Обнародованные цифры стали сенсацией, мимо которой не могло пройти ни одно российское СМИ. Воспроизведу некоторые из этих цифр. По сравнению с январём 2022 года доходы сократились более чем на треть (35,1%), а расходы выросли почти на 60% (59%). В итоге между ними образовалась «дыра» размером 1,76 трлн рублей. Это примерно 60% от общей величины дефицита, заложенного в федеральном бюджете на весь 2023 год (2,93 трлн руб.)

Основной причиной недополучения бюджетом доходов стало снижение поступления нефтегазовых доходов на 43,5% по сравнению с январем 2022 года. Что, в свою очередь, объясняется снижением цен на энергоносители, поставляемые Россией на мировой рынок. Экспортная пошлина на нефть привязана непосредственно к котировкам цен на российскую марку Urals. А эта марка в январе подешевела до 49,5 долл. за баррель. Для сравнения: год назад она торговалась в 1,7 раза дороже — по 85,6 долл. Санкции коллективного Запада на сырую нефть, вступившие в силу в декабре прошлого года (запрет на поставки и введение ценового «потолка»), заставили российских экспортеров соглашаться даже на более серьезные ценовые скидки, чем ранее. Вливания «Газпрома» в бюджет упали на 42,5% по сравнению с январем 2022 года. Падение было обусловлено снижением выплат экспортных пошлин и особенно налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Сильно просели поступления в бюджет и от других секторов экономики. В виде поступления налогов на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС). Ненефтегазовые доходы сократились на годовой основе на 28,1%

Что касается резкого взлёта бюджетных расходов в январе (до 3,12 трлн руб.), то Минфин очень скупо объяснил причины такого скачка. В ведомстве сослались на ускоренное заключение контрактов и их раннее авансирование, не уточнив, о каких именно сделках идет речь. Расходы на госзакупки превысили 40% всех январских расходов, составив 1,3 трлн рублей. По сравнению с январём 2022 года рост более чем в пять раз. Судя по всему, речь идет о дополнительных расходах, связанных с российским оборонно-промышленным комплексом (ОПК), а также выплатами военнослужащим, участвующим в специальной военной операции (СВО) на Украине. Общие январские расходы этого года стали одними из самых рекордных месячных бюджетных расходов за все годы. Явно более рекордным были лишь расходы декабря прошлого года, которые превысили 7 трлн рублей. Именно они и создали дефицит бюджета прошлого года, который составил 3,35 трлн руб. Говорят, что в рекордные расходы декабря 2022 года были в срочном порядке включены некоторые непредвиденные расходы, которые следовало бы осуществить в 2023 году, но которые не нашли своего отражения в уже утвержденном трёхлетнем бюджете 2023-2025 гг. И было принято решение: в целях более равномерного распределения расходов перенести часть их из 2023 года на декабрь 2022 года. Если бы такого манёвра не было сделано, то в январе мы могли бы получить дефицит бюджета как минимум в 3 триллиона рублей.

Впрочем, и тот дефицит федерального бюджета, который был получен по итогам января, является рекордным месячным дефицитом за всю историю Российской Федерации. Более того, январская бюджетная «дыра» вполне сопоставима по величине с годовыми дефицитами российского бюджета. Так, бюджет 2017 года был сведен с дефицитом в 1,33 трлн руб. В 2018 и 2019 гг. бюджет Российской Федерации был профицитным. А затем он опять стал дефицитным (величина дефицита, трлн руб.): 2020 г. – 4,10; 2021 г. – 2,76; 2022 г. – 3,35.

Кстати, замечу, что раньше в учебниках по экономике чёрным по белому писалось: одной из главных причин инфляции являются дефициты государственного бюджета. Совершенно верно: бюджетные «дыры» закрываются деньгами, которые не обеспечены товарной массой. Бюджетные дефициты создают дисбаланс между товарной и денежной массами в пользу последней. Сегодня об этом принято не вспоминать. Дефициты бюджета будут разгонять в России инфляцию. А Центральный банк будет ее «таргетировать» путём повышения ключевой ставки. Следовательно, путем удушения реального сектора экономики.

Чем и как Минфин собирается закрывать бюджетные «дыры», которые неизбежны по всем месяцам текущего года? Он будет действовать примерно также, как он действовал в прошлом году и в январе нынешнего года. Во-первых, прибегая к заимствованиям на внутреннем рынке, размещая свои долговые бумаги. Во-вторых, расходуя средства своей кубышки под названием «Фонд национального благосостояния».

Только что Минфин представил данные по операциям на рынке ценных бумаг за 12 месяцев 2022 г. Как и прежде, представленная информация касается сделок купли-продажи акций и облигаций. Но что примечательно: за исключением операций с государственными долговыми бумагами, т. к. Минфин перестал раскрывать такого рода сведения. Размещения новых партий облигаций проводились в январе этого года, имеются данные по отдельным размещениям, но обобщенную статистику Минфин уже не публикует. Впрочем, суммарные показатели можно подсчитать и самому. В ноябре-декабре 2022 года министерство регулярно размещало ОФЗ на сотни миллиардов рублей, а совокупный спрос в ряде случаев превышал 1 трлн руб. А вот январские размещения оказались очень вялыми. На первых в этом году аукционах, 11 января, Минфин предложил инвесторам два выпуска ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) с погашением в ноябре 2032 года и июле 2036 года. Совокупный спрос составил 129,2 млрд руб., а объем размещения — всего 40,5 млрд руб. (минимальный результат с сентября прошлого года). Минфин понял, что собирать приличные суммы на рынке он сможет лишь с помощью бумаг с плавающими ставками (ОФЗ-ПК), которые дают большую доходность. Но, которые, естественно, будут требовать все больших процентных расходов из федерального бюджета. Всего в январе объем размещения ОФЗ составил 209,5 млрд рублей. Как мы видим, этого сбора хватило на то, чтобы закрыть примерно лишь 12% январской бюджетной «дыры».

Основной «палочкой-выручалочкой» для Минфина стала «копилка» ФНБ. Уже в начале января Минфин оценил, что бюджет недополучит в первом месяце года нефтегазовые доходы в размере 54,5 млрд руб. Для компенсации этих потерь было принято решение в период с 13 января по 6 февраля в рамках действия механизма бюджетного правила, частично перезапущенного с 2023 г., продавать на рынке китайские юани на 3,2 млрд рублей в день.

На начало нынешнего года в «копилке» Минфина из валют остался лишь китайский юань и немного евро. Минфин сообщил, что в декабре зачищал ФНБ от «недружественных» валют: были проданы остатки иен и фунтов стерлингов, а запасы евро сокращены в четыре раза — до 10,5 млрд евро. Доллары США были исключены из состава ФНБ еще в 2021 году. Тогда же в резервы «копилки» было добавлено золото. В прошлом году было принято решение о новой структуре ликвидной части ФНБ: она должна на 60% состоять из китайского юаня и на 40% из драгоценного металла. К началу нынешнего года запас золота в ФНБ уже достиг величины 554,9 тонны.

По итогам января Минфин продал из своей «копилки» 2,3 млрд китайских юаней. А также впервые продал небольшой объем золота — 3,6 тонны (0,6% золотого резерва ФНБ). Вместе с золотом объем продаж из ФНБ в январе составил 38,5 млрд рублей.

В феврале масштабы продаж из ФНБ значительно увеличиваются. С 7 февраля объем ежедневных продаж вырастет почти втрое, до 8,9 млрд руб. Запланированная на месяц (до 6 марта) сумма определена в 160 млрд руб., т. е. она более чем в четыре раза превышает объём фактических продаж активов из ФНБ в январе. Чем обусловлен такой резкий взлет? Во-первых, оценкой ожидаемого недополучения нефтегазовых доходов федерального бюджета в феврале на сумму 108 млрд руб. Во-вторых, необходимостью компенсации тех недополучений, которые возникли в январе месяце из-за недооценки снижения поступлений нефтегазовых доходов в бюджет.

Здесь я ставлю точку на изложении фактов и цифр, описывающих финансовую ситуацию в январе и возможную ситуацию в феврале 2023 года. Не скрою, что публикация указанных фактов и цифр в российских СМИ вызвала сильное напряжение в обществе. Даже возникли панические настроения: Россия вступает в фазу финансового кризиса, на фоне которого, скажем, дефолт 1998 года кажется «цветочками». В социальных сетях даже появились такие расчёты: мол, если помножить январский дефицит бюджета на 12 месяцев, то за год получается более 21 триллиона рублей. И это при запланированных на год бюджетных расходах в размере 26,13 трлн рублей.

Конечно, подобного рода оценки являются «перебором», сеют ненужную панику. Рекордный дефицит российского бюджета в январе, конечно, отражает нарастающие перегрузки для отечественной экономики, порождаемые санкционной войной. Но другой его причиной является то, что можно назвать «действием сезонного фактора».

Вот лишь одно из проявлений действия такого «фактора». С апреля прошлого года был введён новый порядок возмещения НДС. Согласно новым правилам, государство возвращает организациям уплаченный ранее в ускоренном режиме (раньше возвращение могло затягиваться на целый квартал). Сейчас компания может возвратить НДС в течение нескольких дней. Не вдаваясь в детали новых правил, отмечу, что теперь основная часть возвратов приходится на начало каждого из кварталов года. В первом квартале 2023 года, согласно налоговым декларациям, возвраты должны составить почти 2 трлн рублей. И на январь, как отмечают эксперты, пришлась большая часть этих возвратов.

Выше уже я отметил, что в январе резко возросли расходы на госзакупки. Но это в конечном счете позитивное явление. Многие госзаказы делаются в начале года, но оплата по ним со стороны Минфина ранее была, мягко выражаясь, «очень частичной», нередко все ограничивалось символическими авансами. В результате исполнять госзаказ приходилось за счет собственных средств предприятия, а чаще с помощью кредитов коммерческих банков. Со всеми отсюда вытекающими последствиями для предприятия. А окончательная оплата контракта государством происходила в декабре. Сейчас правительство с учётом острой военной и экономической ситуации взяло курс на более равномерное распределение расходов по госзаказу в течение года. При новом порядке самым «ударным» для бюджета становится не декабрь, а начало года.

Также эксперты отмечают, что вклад налога на прибыль в формирование доходной части бюджета в январе был со знаком «минус». Оказывается, в прошлом году были допущены переплаты налога на прибыль, а в январе правительство возвращало прошлогодние переплаты. Есть ещё ряд нюансов, которые можно отнести к категории «сезонных» или «конъюнктурных» факторов.

Но, конечно, на них нельзя списывать все финансовые проблемы, выявившиеся в январе. Взять, к примеру, тот же налог на прибыль. Количество предприятий, закончивших прошлый год с отрицательным финансовым результатом (т. е. убытками), оказалось больше, чем в предыдущий. И тенденция к росту доли убыточных компаний в этом году может продолжиться. Следовательно, поступления налога на прибыль будут сокращаться. Согласно большинству прогнозов, очень значительно сократятся по сравнению с прошлым годом нефтегазовые поступления в бюджет. Но ненефтегазовые поступления в полной мере не покроют потери углеводородного сектора экономики.

Не вдаваясь в детали, отмечу, что, по всеобщему мнению экспертов, параметры федерального бюджета на 2023 года являются «сверхоптимистичными» или «мало реалистичными». Расходы намного превысят плановый показатель (29,06 трлн руб.), могут даже улететь за планку в 40 трлн руб. Дефицит бюджета, конечно, не улетит до 21 триллиона, но в диапазоне от 5 до 8 триллионов рублей может вполне оказаться.

Минфин и правительство с надеждой смотрят на «палочку-выручалочку» — ФНБ. На сайте Минфина сообщается, что по состоянию на 1 февраля 2023 г. объём ликвидных активов Фонда (средства на банковских счетах в Банке России) составил эквивалент 6,33 трлн рублей, или 91,02 млрд долл. (4,2% ВВП, прогнозируемого на 2023 год). Получается, что средств Фонда должно хватить для того, чтобы заткнуть бюджетную «дыру» в нынешнем году.

А что дальше?

Дальше никакие налоговые и прочие маневры в финансовом секторе экономики уже не помогут. Нужны радикальные реформы, нацеленные на возрождение реального сектора экономики. Нужна индустриализация. А она может начаться только при условии национализации стратегически значимых отраслей российской экономики.

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме